Судьба больного офицера, нуждающегося в трансплантации почки, рассказанная недавно на "Фонтанке", вызвала отклик у читателей. Среди них были и люди, на собственном опыте знающие, что такое почечная недостаточность. Рассказанное ими заставило нас вновь вернуться к проблеме больных людей, страдающих этим недугом.
- Трансплантация почки - явление настолько редкое, что я даже мечтать о ней не могу, - говорит Светлана Ерофеева. - Насколько я знаю, таких операций в Петербурге было проведено в год всего около тридцати. А в Москве после того, как НИИ трансплантологии обвинили во всех грехах, количество операций резко сократилось. Надо найти еще деньги (порядка 40 тысяч долларов), а лучше – родственного донора...
- Операция по пересадке органа еще не гарантирует то, что ты будешь жить, - заявляет Сергей Ковалев. - Этот человек отказался от пересадки почки, хотя у него была такая возможность. Он объясняет свое решение так: кто-то живет после пересадки пять лет, а кто-то один год. Мне говорят, год полноценной жизни стоит того. Но я с этим не согласен. На качественном диализе люди живут теперь более двадцати лет. И нормально живут!
Здесь надо пояснить. При хронической почечной недостаточности гемодиализ необходимо проводить регулярно. Ведь если почки, в силу тех или иных обстоятельств, полностью перестают работать, накопление в организме различных токсинов также происходит регулярно. Как правило, пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, проводят три процедуры в неделю длительностью по 4-5 часов каждая. Без специализированной помощи у больных с почечной недостаточностью постепенно нарастает интоксикация, происходит задержка жидкости, нарушается функция всех внутренних органов, что в итоге приводит к смерти. Таким образом, человек, страдающий хронической почечной недостаточностью, вынужден всю свою жизнь получать гемодиализ.
- Здоровому человеку, у которого почки работают 24 часа в сутки в течение всей его жизни, наверное, даже и не представить себе тех проблем, с которыми сталкиваются такие больные. Я говорю именно о пациентах, которые страдают хронической почечной недостаточностью, - говорит главный нефролог Петербурга Марина Команденко. – В Петербурге их более тысячи человек.
Специалисты говорят о том, что диализные отделения города загружены полностью, аппараты "искусственная почка" работают в три-четыре смены. В числовом выражении состояние диализной службы выглядит так - ежегодно на каждый миллион жителей вновь выявляется от 500 до 600 больных с хронической почечной недостаточностью. Если эти расчеты соотнести с населением Северной столицы, получится, что лишь 30 процентов нуждающихся обеспечены помощью.
Больные люди просто не доходят до диализа! Еще несколько лет назад «мимо» диализа проходил не один десяток людей. Сами врачи из так называемых «районных звеньев» не посылали их на процедуры, считая, что мест все равно не хватит. К счастью, сегодня ситуация не такая катастрофическая, но никому неизвестно и точное количество людей, не доживших до диализа.
- Скажу прямо - как только начнут посылать всех, мы задохнемся, - признается Марина Сергеевна. - Несмотря на то, что очереди на данный момент нет, она может возникнуть в любой момент, так как каждый год "созревают" новые пациенты. Поэтому мы просто обязаны ежегодно открывать новые современные диализные отделения, максимально приближенные к пациентам. Оптимальным вариантом развития для Петербурга станет открытие гемодиализных отделений если не во всех, то хотя бы в "ключевых" (с точки зрения транспортной доступности для близлежащих территорий) районах города. К сожалению, до сих пор еще не охвачены северные районы города и правый берег Невы.
Что такое жизнь в "радиусе" своей больницы, хорошо знают пациенты из отдаленных от центра районов Петербурга. Приходится жить в состоянии постоянного стресса: люди просто боятся не успеть на процедуру, так как дорога до больницы занимает несколько часов. Под этот «дамоклов меч» попадают не только горожане, но и многие зарубежные пациенты. Иностранцы, страдающие почечной недостаточностью и рады бы приехать в Петербург (кто по работе, а кто простыми туристами), но они просто боятся рисковать.
Боятся рисковать еще и потому, что не уверены в качестве самого диализа, предоставляемого в Петербурге. Дело в том, что процедура диализа в Петербурге стоит 1782 рубля. Это одна из самых низких цен в России. Тогда как во всем мире стандартный диализ стоит не меньше ста долларов. Так за счет чего же складывается стоимость процедуры диализа в Петербурге? Врачи не скрывают, что экономят деньги на самих же диализаторах. Их после каждой процедуры обрабатывают и готовят к повторному применению на специально закупаемой дорогостоящей аппаратуре (!), несмотря на то, что диализаторы предназначены для одноразового использования. Больные люди – невольные заложники экономической ситуации в медицине, признаются сами врачи. Увеличение продолжительности жизни пациентов на программном гемодиализе и возрастающее количество новых больных диктуют необходимость увеличения числа аппаратов «искусственная почка». Их в Петербурге не хватает, поэтому врачи идут на такой нестандартный ход. Понятно, что качество самого диализа не улучшается после каждого такого отмывания.
- Бывает диализатор используют до двадцати раз! - говорит Светлана Ерофеева, живущая, как она сама выражается "на игле" вот уже шесть лет. - Ни нам, пациентам, ни врачам просто некуда деваться. Почему-то у нас в городе это считается нормальным, а то, как чувствуют себя после такой процедуры больные люди, наше "щедрое" государство не волнует. Гемодиализ для меня - единственный способ выжить, но и здесь я балансирую на грани из-за порочной практики отмывания диализаторов. Чиновники, установившие такие нормативы, просто не знают, какие страдания приходится терпеть больным людям!
Ирина Молчанова,
Фонтанка.ру