Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Зачем образованию закон?

Зачем образованию закон?

152

В петербургском Законодательном собрании обсуждается новый законопроект «Об образовании», не так давно вынесенный на рассмотрение губернатором города. Зачем понадобился Петербургу такой закон и что он будет регулировать - решил выяснить корреспондент «Фонтанки».

Переход на нормативное финансирование и финансово-хозяйственную самостоятельность заставили чиновников задуматься о создании этого документа. Разработчики говорят, что законопроект «Об образовании» носит рамочный характер и должен стать базой для дальнейшей подготовки соответствующих нормативных актов. Но даже в таком виде он вызывает множество вопросов.

По мнению депутата Законодательного собрания, члена комиссии по образованию и науке Владимира Еременко, законопроект - "сырой и его надо дорабатывать", а главное, что он несет – попытку разобраться с типами и видами учреждений и, наконец, закрепить ту классификацию образовательных учреждений, которая сейчас уже существует.

У Еременко есть множество замечаний к документу: закон регулирует отношения в сфере школьного образования, но не затрагивает сферу среднего технического образования и детских садов; не решена проблема с нормативами финансирования учебных заведений. В новом законопроекте указывается, что эти нормативы разрабатывает правительство Петербурга, однако, по федеральному закону «Об Образовании», они должны разрабатываться исполнительной властью, но утверждаться Законодательным собранием одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В этой части новый законопроект противоречит федеральному законодательству.

Что будет входить в нормативы финансирования учебных заведений, до сих пор не решено. В методике расчета бюджетных потребностей Санкт-Петербурга в области образования, которую разработал КЭРППиТ, прописаны три основных элемента системы затрат – норматив на обучение, на жилищно-коммунальные услуги и на капитальный ремонт. А в комитете по образованию говорят, что расходы на капитальный ремонт и коммунальные услуги в итоговый «прайс» входить не будут. По мнению Еременко, конкретные суммы, может быть, и не должны регулироваться законом, однако основные нормативные параметры должны утверждаться депутатами.

Законопроект предполагает потрясающее «новшество» – удивительное дело, систему общего образования решили структурировать. Эта так называемая «структуризация» на непрофессиональный взгляд обывателя предполагает узаконивание одного из видов школьных «поборов» – дополнительные занятия.

В некоторых школах подобная практика вводится уже с первого класса, видимо, чтобы родители не расслаблялись. В школе N английский язык начинают преподавать на втором году обучения, но уже в первом классе вводят так называемые «факультативы». Учитель иностранного языка прямо говорит родителям, мол, если не хотите водить ко мне ребенка – не надо, но на следующий год повторять пройденную программу не собираюсь. О том, что эти «добровольно- обязательные» занятия являются платными говорить не стоит – думается, большинство родителей не раз сталкивались с подобными ситуациями.

Сейчас чиновники собираются составить реестр образовательных услуг, разделив их на обязательные и дополнительные. Какие предметы будут отнесены в разряд «дополнительных», пока не ясно, но они вроде бы могут быть частично профинансированы из городского бюджета на конкурсной основе. Одну-две школы профинансируют, а в остальных чадолюбивым родителям все же придется платить.

Депутат Еременко считает, что если сегодня дополнительные суммы, заработанные школами таким образом, проходят через комитет финансов и казначейскую систему, - и только потом поступают обратно в школу, то с вступлением нового закона «Об образовании» в силу все дополнительные средства, заработанные образовательным учреждением, будут поступать напрямую. Именно это, вероятно, и привлекает в законе руководство школ. Директор гимназии N 56 Майя Пильес считает, что подобный закон просто необходим городу. «В любой стране нужно жить по закону. Если новый закон «Об образовании» будет правильным – замечательно», – подчеркнула она. Разработчики же (КЭРППиТ) до принятия законопроекта отказываются что-либо комментировать, ссылаясь на то, что это «не этично».

Проект нового закона предусматривает также возможность создания в Петербурге образовательных округов, в которые могут входить учреждения образования, здравоохранения, молодежной политики, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта. Тем временем, на вопрос о том, что под этим подразумевается, пресс-секретарь комитета по культуре Лариса Кузьмина, честно ответила корреспонденту «Фонтанки»: «это пока неизвестно». Неизвестно также, станет ли меньше чиновничья надстройка над школами.

Пока все собеседники "Фонтанки" сходились во мнении: закона нет, и комментировать его нельзя. Вот появится - другое дело... Но, даже когда появится, в нем будут лишь основные тенденции и направления, а конкретика - в подзаконных актах, которые принимать будут неизвестно когда... А может, и силы не нужно тратить на его создание, если не могут толком объяснить, зачем он?

Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях