Ее больше никто не разлучит с любимым мужем, отцом ее детей, правителем ее империи. Нас больше не будет мучить совесть за жестокое забвение и попранную честь императорского рода. В этом главный смысл «Дагмариной недели». Ведь с этого дня в Петропавловском соборе покоятся все семьи правителей Российской империи.
Теперь, казалось бы, можно поставить точку в масштабной погребальной церемонии. Однако сегодняшнее погребение праха Марии Федоровны под сводами родовой усыпальницы российских императоров непроизвольно вызывает много вопросов.
На том стоят, и иначе не могут
Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Московской патриархии, РПЦ все еще отказывается признать подлинность останков сына Марии Федоровны, последнего императора Николая II и его семьи. В таком случае имиджевый ход нынешнего руководства страны, который, собственно, и заключался в стремлении показать всему миру, как мы, признав ошибки прошлого, чтим свою историю, выглядит не совсем успешным.
Скандал разразился еще 26 февраля 1998 года, когда на заседании Святейшего Синода было принято определение, в котором рекомендовалось хоронить «екатеринбургские останки» во временной могиле-памятнике до снятия всех вопросов относительно их принадлежности. Однако определение было проигнорировано правительственной комиссией: ее члены, подгоняемые волей президента Ельцина, посчитали данную процедуру не обязательной. Также была воспринята и телеграмма первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия, направленная лично Борису Немцову. В ней глава РПЗЦ писал, что церковь «никогда не признает «екатеринбургские останки» царскими... Подлинные мощи (около 80 мелких фрагментов костей императора Николая II и его семьи) хранятся в храме Святого Иова Многстрадального в Брюсселе». «Государственная Комиссия в России на итоговом заседании совершила кощунство на глазах у всего православного мира, предложив верующим для поклонения лжемощи».
Опять-таки в феврале, на пресс-конференции в московском Свято-Даниловом монастыре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий объяснил, что решение правительственной Комиссии «вызвало противостояние среди мирян и иерархов, так как они не верят в подлинность останков...Церковь не может сделать ни одного шага, который вызовет раскол или смущение верующих...В случае ошибки в вопросе идентификации останков мы можем поклоняться лжемощам, что не допустимо», - сказал владыка.
Кстати, существует весьма любопытная гипотеза, которая объясняет упорное нежелание РПЦ признавать «екатеринбургские останки». Ее высказал официальный представитель дома Романовых в Санкт-Петербурге Иван Арцишевский в беседе с корреспондентом «Фонтанки». Предположение Арцишевского исходит из того обстоятельства, что на момент погребения останков царской семьи у РПЗЦ канонизировала Николая II (за рубежом это сделали еще в 1981 году), а РПЦ – еще нет (Русская Православная Церковь признала императорскую семью святой в 1999 году). Таким образом, Алексий II оказался в 1998 году в весьма неудобной ситуации: скорее всего, патриарх просто не знал, по какому канону ему следовало совершать погребальную панихиду. Поминать Николая II просто как императора? Но тогда зарубежная церковь наверняка выскажет свое недовольство «мирским характером» церемонии. Поминать как святого? Но в этом случае гарантирован конфликт в собственной пастве. Усомниться в истинности найденных под Екатеринбургом останков, возможно, стало единственным выходом из тупика, в котором оказалась РПЦ.
Так или иначе, власть, безусловно, приняла во внимание позицию РПЦ, может быть, даже позицию РПЗЦ, но сделала по-своему.
Как это стало возможным, когда против захоронения был Священный Синод? Должно быть, потому, что позиция Церкви в нашей стране, десятки лет исповедовавшей атеизм, а сегодня по Конституции являющейся светской державой, существенно пошатнулись. К заявлениям РПЦ сегодня готова безоговорочно прислушаться довольно небольшая часть населения. Так уж повелось, что после восстановления прав РПЦ ее высшее руководство с большим успехом находит общий язык с властью, нежели с народонаселением «одной шестой». Однако в 1998 году даже власть отказалась прислушиваться к церкви.
Щедрость не знает границ
Существует как минимум еще одно противоречие, которое мешает однозначно воспринимать это значимое в новейшей российской истории событие. И суть его проста: объем потраченных на погребальную церемонию средств. Понятно, что с точки зрения организаторов, да и всех, способных к экономическому анализу, сумма в 30 миллионов рублей на организацию и проведение мероприятия подобного уровня является обоснованной и вовсе не велика. Но как объяснить потребность миллионных расходов на похороны умершего 80 лет назад, путь даже и очень уважаемого, человека налогоплательщику? Вряд ли повышение имиджа России на международной арене пройдет, как весомый довод. Тем более, на фоне авиакатастрофы ТУ-154, после которой пострадавшим семьям за каждого погибшего федеральная казна платила по100 тысяч рублей. А на захоронение российского гражданина, умершего при «рядовых» обстоятельствах, бюджет и вовсе ограничивается суммой в 1000 рублей.
Понятно, никто из погибших в той авиакатастрофе не был монаршего происхождения, и параллели проводить сложно. Однако у нас, слава богу, не монархия, чтоб на восстановление исторической справедливости тратить миллионы, в то время как, в той же авиационной отрасли дела обстоят настолько плохо, что регулярно гибнут мирные граждане. Впрочем, катастрофа 1917 года, ставшая роковой как для российского императорского дома, так и для всей страны, только кажется далекой и малозначительной на фоне современных событий. «Лайнер», попавший в ту революционную грозу – это и есть наша страна, до сих пор балансирующая на грани катастрофы. И мы все – пассажиры этого самолета.
Оксана Прохорова,
Фонтанка.ру