Растущее благосостояние нашего народа не дает покоя руководству нашей страны. Налоговики вновь собрались контролировать не только доходы, но и крупные расходы граждан. Но до этого правительство планирует провести налоговую амнистию – каждый сможет легализовать доходы, нажитые неизвестным способом, уплатив 13% налога. Таким сочетанием кнута и пряника власти надеются сделать финансовые потоки более прозрачными.
Законопроект о контроле над расходами граждан правительство планирует внести в Государственную Думу до конца этого года. По лсовам вице-премьера правительства Александра Жукова, этот законопроект разрабатывается параллельно с законопроектом о налоговой амнистии, которая может быть объявлена уже этим летом. Предполагается, что закон будет принят в весеннюю сессию Госдумы, а действие амнистии продлится с июля 2006-го по май 2007-го года.
Злостным налогонеплательщикам не стоит обольщаться – налоговая амнистия вовсе не означает списания долгов перед государством. Тем, кто пожелает легализовать свои доходы, предлагается явиться в налоговую инспекцию, заполнить специальную декларацию об упрощенном декларировании и заплатить 13% от суммы. При этом указывать источник дохода не потребуется. В дальнейшем можно будет не опасаться преследований налоговиков – но только на сумму, указанную в декларации.
Напомним, что президент России поставил перед правительством задачу по легализации укрытых от налогообложения капиталов весной 2005-го года, выступая с посланием к Федеральному собранию. Амнистия не является сугубо российским изобретением – в свое время через эту процедуру с разным успехом проходили Аргентина, Бельгия, Индия, Италия, Франция, Пакистан и т.д. Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии 1988 года, в ходе которой было собрано 2,5% ВВП, что позволило покрыть бюджетный дефицит.
Амнистия, с одной стороны, позволяет начать налоговую жизнь с чистого листа, рассчитавшись со старыми долгами. С другой, налоги все-таки придется заплатить, да и в будущем, скорее всего, налоговая служба не выпустит амнистированного из поля зрения. Выгода государства заключается, прежде всего, в пополнении бюджета за счет неуплаченных когда-то налогов, а также возможном возвращении средств из-за рубежа и увеличении числа честных налогоплательщиков. Однако, возможен и обратный эффект: увидев, что государство не может существующими законными методами собирать налоги, предприниматели вполне могут, легализовав свои доходы сейчас, скрывать их в дальнейшем – в расчете на очередную амнистию. По мнению экспертов, наиболее эффективной является амнистия в сочетании с ужесточением преследования за налоговые преступления в дальнейшем.
Первый опыт контроля над расходами граждан со стороны государства в 1999-2004 годах оказался не очень удачным. В соответствии со статьей 86 Налогового кодекса продавцы должны были сообщать в налоговые органы о сделках по покупке недвижимости, автомобилей, акций, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов, культурных ценностей и золота в слитках. При этом минимальная сумма покупки не была обозначена, но, как правило, инспекторы ориентировались на суммы от 10 тысяч долларов и выше. Если стоимость покупки не соответствовала доходам покупателя, то налоговые органы имели право поинтересоваться происхождением этих денег.
Например, в 2001 году налоговыми органами Петербурга было оштрафовано 1382 человека за несвоевременное предоставление информации о крупных покупках. За тот год в налоговые органы поступили сведения о 145 тысячах петербуржцев, совершивших покупки такого рода.
По итогам 2002-го года все налоговые инспекции России обработали 4,7 миллионов извещений о крупных покупках, а бюджет получил в результате от граждан всего 476 600 рублей «дополнительных» налогов. В среднем получилось по 10 копеек с каждого извещения. В итоге, в июне 2003-го года статья 86.1 была отменена, т.к. фактически механизм налогового контроля над расходами не действовал. Налоговикам не удавалось оценить реальные затраты на приобретение имущества, в том числе и из-за продавцов, которые не всегда сообщали полную сумму сделки. Да и найти убедительное объяснение того, откуда взялись «лишние» деньги, было не так уж сложно.
Сейчас власти обещают учесть ошибки прошлого, и сделать контроль над расходами более эффективным. В Минфине уверяют, что подобная мера применяется во всех развитых странах, где налоговые органы проверяют соответствие крупных покупок граждан с их реальными доходами. Введение этого инструмента должно также способствовать выводу зарплат из «тени». Сейчас, по данным Минфина "серые" зарплаты составляют от 20 до 40 процентов от фонда оплаты труда.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру