Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть От Северной Венеции до Северной Кореи (фото)

От Северной Венеции до Северной Кореи (фото)

328

В декабре 94 года чучхе (проще говоря, 2005 года) официальная делегация Петербурга во главе с Валентиной Матвиенко впервые ступила на землю Пхеньяна. Корреспондент «Фонтанки» тоже находился в составе делегации, и по возвращении из Северной Кореи побеседовал с губернатором города об итогах визита.

Валентина Матвиенко: «У меня нет ностальгии по социализму»

В декабре 94 года чучхе (проще говоря, 2005 года) официальная делегация Петербурга во главе с губернатором Валентиной Матвиенко впервые ступила на землю Пхеньяна. Было холодно и бесснежно – такими же холодными и непроницаемыми были лица корейских товарищей, встречавших нас в аэропорту. Впереди у делегации было два дня пребывания в КНДР, и эти два дня обещали насыщенную программу - череду официальных приемов, приветственных речей, возложения венков и подписания соглашений.

Видимо, недаром Валентина Матвиенко когда-то работала на дипломатическом поприще. Потому что к исходу визита лица корейских товарищей слегка потеплели и под всеми запланированными соглашениями появились аккуратные иероглифы министров правительства Ким Чен Ира. Официальный Петербург легко нашел общий язык с одной из самых экзотических стран Азии, и, вероятно, не без удовольствия признался самому себе: «да, скифы мы, да, азиаты мы...

Корреспондент «Фонтанки» тоже находился в составе петербургской делегации, и по возвращении из Пхеньяна побеседовал с губернатором Петербурга об итогах визита.

- Валентина Ивановна, КНДР – социалистическая страна, испытавшая в свое время сильное влияние СССР. Не является ли визит нашей делегации в эту страну замаскированной формой ностальгии по утраченному соцлагерю?
- Я считаю, что нашей стране надо жить будущим, а не прошлым. В 1980-90-е годы в России произошли совершенно естественные исторические изменения. Старая коммунистическая система уже не могла двигать страну вперед – поэтому возникло понимание, что России надо встраиваться в общемировой экономический процесс для того, чтобы обеспечить себе более динамичное развитие. Это был выбор, не навязанный никем – его сделал сам российский народ. Пройдя через трудные годы реформирования, годы ошибок и трагического опыта, мы все-таки смогли достичь устойчивого экономического развития, и Россия стала полноправным членом мирового сообщества. Сегодня нам нужно по-новому, с учетом современных реалий выстраивать отношения с другими странами – в том числе, с государствами бывшего социалистического лагеря.

- Но Северная Корея не просто соцстрана – это государство, которое негативно воспринимается международным сообществом, принадлежит к маргинальному политическому полю. Кстати, как и Туркменистан, где официальная делегация Санкт-Петербурга в свое время тоже побывала. Не повредит ли это репутации нашего города и России в целом?
- Я абсолютно уверена, что Россия как мощная мировая держава должна вести многовекторную внешнюю политику. Если мы будем создавать в мире страны-изгои, то ничего хорошего из этого не получится. Возможно, это могут позволить себе страны за океаном, для которых Северная Корея – нечто абстрактное, некий экзотический режим, который можно обличать и проклинать. Совсем другое дело – Россия, которая имеет общую границу с Северной Кореей и является ее непосредственным соседом. Соседей, как известно, не выбирают – с ними в любом случае надо находить общий язык. То, что Россия сегодня является посредником в переговорном процессе с КНДР по атомной тематике, по вопросам объединения Северной и Южной Кореи, является очень серьезным стабилизирующим фактором в этом регионе. Я считаю, что Россия просто не имеет права уходить из этого региона, вставать в позу либо игнорировать существование такой страны как Северная Корея только потому, что кому-то не нравится здешняя политическая система. Если не вести диалог, не искать взаимопонимания между странами, это может привести к серьезному конфликту - с опасными последствиями для всего мира и, не в последнюю очередь, для России.
Кроме того, выстраивая отношения с КНДР, мы не нарушаем никаких международных договоренностей. Наоборот, Россия их строго выполняет и проводит в Северной Корее ту линию и ту политику, которые приняты ООН и международным сообществом в целом. В отличие от других государств СССР все время оказывал серьезное техническое содействие Северной Корее – поэтому там до сих пор функционируют предприятия, полностью работающие на российском оборудовании, в строительство которых вложили свой труд советские специалисты. Можно предположить, что экономическое положение дел в КНДР со временем изменится – они тоже вынуждены будут проводить реформы, улучшать экономическую ситуацию, и, если мы сегодня не сохраним там свои экономические плацдармы, которые впоследствии, при улучшении ситуации, можно будет расширить – что из этого будет полезного для России? Ведь и Китай уже ведет активную политику на Корейском полуострове, и совсем не потому, что он исповедует социалистическую идеологию, а скорее потому, что китайское правительство очень прагматично сотрудничает со всеми странами, независимо от того, какое там политическое устройство. Пожалуй, единственный их критерий – выгодно это или нет народу Китая. Мы тоже должны быть более прагматичными в своей политике. Поэтому визит петербургской делегации в КНДР имел и политическое значение: через экономику помочь Северной Корее вернуться в международное сообщество. Это будет полезно и для народа Северной Кореи, и это будет подчеркивать собственную внешнюю политику России в Азии.
Что касается упомянутого вами Туркменистана - те же «Силовые машины» по итогам нашей официальной поездки получили контракты в этой стране на 100 миллионов долларов...

- Ну, хорошо, выгоды России от сотрудничества с КНДР очевидны. Но зачем Северной Венеции дружба с Северной Кореей?
- Разумеется, не только для того, чтобы посмотреть другие страны и иные политические системы. В первую очередь мы заинтересованы в выходе петербургской продукции на традиционные для России азиатские рынки, где мы со времен Советского Союза всегда были мощно представлены, но которые за последнее время серьезно утратили. Мы ведь очень хорошо понимаем, что нашу продукцию не ждут в Европе и Америке, где очень большая конкуренция и где при всех разговорах о рыночной экономике во время проведении конкурсов-тендеров, к сожалению, часто срабатывают политические аспекты. и Даже там, где мы явно имеем преимущество или хотя бы не уступаем по технологиям и качеству продукции (при этом наши предложения значительны ниже по цене) все равно срабатывает политический фактор, и выгодные контракты отдают другим компаниям. Поэтому для нас азиатские рынки очень перспективны, и выход на них означает, что будет развиваться экономика в Петербурге и в России в целом. Но, к сожалению, сегодня объем товарооборота Северной Кореи и России невелик – гораздо больше товарооборот этой страны с Китаем и Южной Кореей.

- В таком случае, какие ниши на северокорейском рынке мы могли бы занять?
- В 1950-60-е годы при помощи Советского Союза в КНДР было построено много промышленных предприятий и теплоэлектростанций. Теперь пришло время их модернизировать, и, конечно же, лучше это делать тем, кто строил корейские ТЭС, кто хорошо знает использованные некогда технологии и оборудование. Мне кажется, предприятия Петербурга могли бы принять непосредственное участие в модернизации северокорейской энергетики, в оснащении ее новым техническим оборудованием. В частности, концерн «Силовые машины», представители которого входили в состав нашей правительственной делегации, да и другие машиностроительные предприятия – могут быть задействованы в поставках нашего оборудования в Северную Корею.
Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах визита делегации Петербурга в Северную Корею. Помимо соглашений об экономическом сотрудничестве, подписанных между правительствами Петербурга и КНДР, мы договорились об открытии на территории республики торгового центра «Дружба». Подразумевается, что «Дружба» будет постоянно действующей экспозицией товаров, производящихся на петербургских предприятиях, в виде образцов товаров и рекламных каталогов - то есть это будет полная информация о продукции, которую Санкт-Петербург может предоставить рынкам Северной Кореи.
Кроме этого, петербургская компания ОАО «Лендорстрой» в ходе визита передала в дар КНДР дорожно-строительную технику, и это тоже можно считать хорошим прологом для наших отношений. В заключение мы подписали соглашение о сотрудничестве с одним из северокорейских городов – Нампхо. Как известно, Санкт-Петербург имеет города-побратимы во многих странах мира. Нампхо – еще один наш побратим, и неспроста - ведь этот город имеет много общего с Петербургом как северокорейский портовый центр, где развита судостроительная промышленность и машиностроение. Надеюсь, что родство наших городов поможет выстроить взаимовыгодные промышленные, культурные и образовательные связи с КНДР и обеспечит постоянное присутствие Петербурга в этой стране.

Беседовал Валерий Береснев,
Фонтанка.ру
Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях