Уже несколько дней на факсы тысяч питерских предприятий приходят предупреждения от банков, с которыми работают эти клиенты. Среди прочего банки сообщают, что с 23 декабря 2005 года по 16 января 2006 года они прекращают свою деятельность. Более того: «При перечислении платежей после указанных дат, ответственность за денежные средства несет клиент!» (восклицательный знак – не наш).
Нам пояснили, что это имеет самое прямое отношение к последней волне борьбы с коррупцией, о которой на этой неделе столько говорил президент, Фрадков и Греф.
Где самая большая коррупция? Конечно, в строительстве. Вернее, вокруг тендеров, покупки пятен под застройку и так далее. Предположим, что комитет по строительству запланировал объект в одном из районов города. Провели тендер. Свой строитель его выиграл. Летом начали строить, но пока освоили треть средств. А году-то конец. Чиновников накажут за невыполнение плана освоения бюджетных средств. А невыполнение плана, как и при коммунистах, чревато урезанием финансов на будущее. Ну, раз деньги вам не нужны или вы их не можете освоить! Отчасти правильно. Что делать? Обычно следующее: по 15 числам каждого месяца идут перечисления бюджетных денег, посему 15 декабря надо срочно перечислить оставшиеся две трети за объект. Эти две трети срочно обналичить и, разумеется, поделиться с чиновниками за возможность этот объект строить и самим зарабатывать. Это типичный откат. Схема известная, верно?
Так как же повлияют эти банковские уведомления, инициируемые ЦБ России, на коррупцию? Должно быть, следующим образом:
- 15 декабря должны быть досланы «две-трети» бюджетных денег за объект;
- 17-18 декабря их отправляют, - согласно практике;
- пока идут, пока получат... уже 23 декабря – банки операции приостановили.
Вывод: обналичить не успели, мзду не занесли. А чиновник? Он знает закон Ильфа и Петрова: вечером деньги – утром стулья. А после 16 января можно рассчитаться? Можно. Но деньги вперед. А эта позиция грозит предпринимателям тем, что тендеры в будущем году уйдут более дальновидным.
Сейчас банки, сидящие на обналичивании, лихорадочно пытаются освободиться от рублевой массы. Таких по стране около 60-ти. Все их знают. В Санкт-Петербурге подобным банкам еще труднее перекручиваться, так как ФСБ последние полгода успешно проводит интенсивные оперативно-следственные мероприятия по изобличению теневых банковских схем.
Но здесь есть и обратная сторона борьбы. Так как практически на всех предприятиях необъятной страны (и даже на некоторых бюджетных) основная зарплата выплачивается в конвертах, то на конверты в конце года многим может не хватить. А "неконвертированный" Новый год – кислое зрелище.
А если эти меры не окончатся компанейщиной, как обычно, а приобретет тенденцию, то экономика многих предприятий рухнет. Ведь бизнес пока не готов платить открыто большие зарплаты. А с бизнесом, даже при большой нашей нелюбви к нему, рухнуть можем и мы. В следующий год Собаки.
Егор Иванов,
Фонтанка.ру