Русский музей в конце прошлой недели вернул себе картину неизвестного художника начала XIX века «Дети, отпускающие птичку на волю», пропавшую во время войны.
Как пишут «Новые известия», полотно с изображением трех деревенских детишек выставлялось на печально знаменитой крымской выставке в 1941 году. Перед самой войной Русский музей вывез в Алупку почти 180 экспонатов, которые иллюстрировали путь русской живописи от XVIII до ХХ века. В первый месяц войны выставка оказалась на оккупированной территории, и спасти ее не удалось. После Второй мировой разными путями вернулись лишь 55 вещей. Дело осложнялось и тем, что до войны не было издано полного иллюстрированного каталога пропавших шедевров.
История пропавшей коллекции длится до сих пор. Периодически поступают сообщения о нечаянно найденных работах. Несмотря на то, что Министерство культуры занесло пропажи в «Сводный каталог похищенных и утраченных культурных ценностей на территории России в период Второй мировой войны», ценности продолжают курсировать от одних владельцев к другим. К тому же мало кто в состоянии отследить их зарубежные перемещения.
В случае с «Детьми» все вышло проще – они попали к директору антикварного магазина «Метрополь» Олегу Лукашину, затем прошли повторную экспертизу и даже со срезанными музейными номерами были идентифицированы как экспонаты Русского музея. Что побудило Лукашина отдать картину государству, присовокупив к ней еще одно полотно – авторскую копию картины «Лунная зимняя ночь в Аяччо» Ивана Ендогурова, оригинал которой также пропал на крымской выставке, пока не ясно (возможно, это был искренний жест мецената, а может, желание отвести подозрения государства от своего бизнеса).
Кроме того, Росохранкультура вернула в Плесский музей-заповедник картину Шишкина «Луг на опушке леса», которая была украдена оттуда в 2004 году.