Более 3 миллиардов бюджетных рублей планирует сэкономить Смольный в этом году с помощью системы государственного заказа. Как сообщил сегодня петербургский идеолог новой системы Владимир Бланк, на сегодняшний день экономия бюджетных средств уже составила 2 миллиарда 933 миллиона рублей, что уже превышает показатели всего прошлого года.
Планируемые 3 миллиарда рублей - это больше, чем выделяется из городского бюджета на нужды ГУВД или требуется на реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта. Этой суммы хватило бы на строительство половины тоннеля под Невой. Или на содержание половины дорожного хозяйства города. Между тем, как признался Владимир Бланк, большая экономия не всегда свидетельствует об успехах. Ведь как экономятся средства? Государственный заказчик заявляет, какую продукцию он хотел бы приобрести, и определяет сумму, которую он готов потратить. Потом в ходе конкурса выбирается поставщик, который продает свой товар по более низкой цене. Разница между заявленной ценой и реальным контрактом и составляет экономию. Владимир Бланк отметил, что в некоторых ситуациях цена снижалась на 15-30% от заявки. Это говорит, прежде всего, о том, что заказчик не ориентируется на рынке, и работа по определению цены еще далека от совершенства. По словам Владимира Бланка, в ближайшее время будет введен мониторинг цен и тарифов на продукцию, закупаемую для нужд Петербурга. Кроме того, будет разработана методика ценообразования при закупках для строительства зданий, сооружений или дорог. Дело в том, что контракты на поставку для строительства, как правило, длительные и рассчитаны более чем на один год, что создает дополнительные сложности.
Хорошим показателем Владимир Бланк назвал увеличение доли конкурсов в общем объеме госзаказа - до 40%. Но при этом остается 57% средств, которые закупаются у единственного источника, без проведения конкурсных процедур. При таком способе поставщик автоматически штрафуется на определенный процент от суммы заявки, а значит, такую экономию можно просчитать заранее и формировать заявки, исходя из реальной стоимости продукции. Сейчас на долю закупок у единого источника приходится 25-30% экономии.
Еще одна проблема – недостаточная открытость системы госзаказа. Так, город до сих пор практически не закупал у производителей мебель, канцелярские принадлежности, топливо. А если и закупал, то на небольшие суммы, что позволяло не использовать конкурсные процедуры. В следующем году ситуация должна измениться, так как с 1 января 2006-го года вступает в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он заставляет использовать конкурсные процедуры практически при любых закупках. А ряд товаров будут продаваться исключительно «с молотка», то есть, на открытых аукционах. Список пока не определен, но, по мнению Владимира Бланка, в него могут войти почти все стандартные товары (топливо, отдельные виды продовольствия и прочее), при покупке которых требования к качеству определены заранее, а значит, решающим аргументом является именно цена. Часть товаров будет закупаться централизованно для всего города.
Федеральный закон также отменил все квалификационные требования к участникам конкурсов, за исключением закупок тех товаров, которые требуют лицензирования. По словам Владимира Бланка, это не совсем продуманное решение, так как риски государства, связанные с возможным невыполнением контракта, значительно возрастают. В связи с этим в Петербурге планируется ввести систему страхования контрактов от возможных рисков.
Кроме того, ведется работа по продвижению товаров петербургских производителей для городских нужд и государственных унитарных предприятий. Как сообщил глава КЭРППиТ, закупки ГУП «Водоканал» у предприятий Петербурга в этом году выросли на 50%, а ГУП «ТЭК» – на 40%. Чтобы в закупках по системе госзаказа смогли участвовать непосредственно производители, было решено разделить некоторые лоты на несколько частей. Поэтому хлеб, молоко и мясо закупали отдельно, а не единым лотом, как раньше.
Сэкономленные средства не складываются в «кубышку», а остаются у тех же государственных заказчиков. Значит, могут быть потрачены на дополнительные работы. Например, Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству удалось сэкономить в этом году 614,7 миллиона рублей. На эти средства купили 2 комплекта оборудования для уборки улиц и 11 грузопассажирских автомобилей, отремонтировали Софийскую улицу от проспекта Славы до места закладки завода «Тойота» и т.д. Жилищный комитет на сэкономленные средства подготовил проектную документацию на ремонт лифтов. Комитет по строительству направил почти 220 миллионов на капитальные вложения в объекты социальной сферы. Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями приобрел 902 путевки для отдыха детей.
В дальнейшем планируется сделать систему госзаказа еще более прозрачной, для чего будут использовать возможности самого открытого в мире ресурса – сети Интернет. Там и сейчас в режиме он-лайн размещается информация, содержащаяся в реестрах госзаказа. В дальнейшем же, по словам Владимира Бланка, там будут в обязательном порядке публиковаться все документы, в том числе планы по закупкам, решения об утверждении конкурсной документации и пр. Также он пообещал, что все смогут узнать о тех компаниях, которые зарекомендовали себя не самым лучшим образом. В разделе, посвященном недобросовестным поставщикам, расскажут всю правду (исключительно на основе официальных документов и судебных решений) о том, кто и как не исполнил свои обязательства перед государством.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру