Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Как «Фонтанка» католиков в православную веру обращала (фото)

Как «Фонтанка» католиков в православную веру обращала (фото)

427

Нынешний отпуск корреспондент «Фонтанки» решила провести в мужском монастыре на Валааме – в трудах во славу Божию. Восстановление монастыря идет быстрыми темпами, а потому сейчас здесь особенно нужны рабочие руки.

В нашу международную волонтерскую команду вошло 15 человек – петербуржцы самого разного возраста и профессий, а также учительница музыки из Ирландии и французская студентка, изучающая психологию. Ирландку Мэри сразу прозвали на русский манер Машей, а француженку Паулину – Полиной.

Волонтерские лагеря в России пока не очень популярны, но за рубежом молодежь очень любит участвовать в таких проектах (например, только международная организация Service Civil International в год проводит по всему миру около тысячи подобных проектов, в каждом из которых участвует от 4 до 20 человек). Как правило, в волонтерских лагерях работают по 4-5 часов в день, а средний возраст участников – 19-25 лет. Для многих студентов это один из способов провести каникулы весело и недорого (участникам всегда предоставляется бесплатное питание и проживание).

Наш волонтерский лагерь отличался от «среднестатистического» – многим участникам было уже за 50, да и работали мы по 8 часов в день. Впервые все увидели друг с друга рано утром на платформе Финляндского вокзала, прямо перед отъездом в Приозерск. Иностранок в поезде развлекал самый старший участник проекта – 63-летний Борис Абрамович. В течение трех часов он без остановки читал им русские газеты, рассказывал о том, как Христос изгнал из него дьяволов и демонстрировал запасы продуктов, которых хватило бы на несколько недель.

Три часа на поезде, час пешком – и вот мы уже на приозерском причале, где нас ждет монастырское судно «Святитель Николай». Тут же грузят 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», который в скором времени украсит звонницу Спасо-Преображенского собора. Через час мы выходим – не в море, конечно, а в Ладожское озеро, но огромные волны там хлещут через борт. Небо заволокло тучами, накрапывает дождь. Судно еле переваливается через волны, которые становятся все больше. Мы держимся за поручни, чтобы не выпасть за борт. Через полчаса капитан поворачивает обратно. «Лучше быть живым трусом, чем утонувшим придурком, – говорит он. – Ждите до полуночи, может, шторм стихнет».

Нам везет – шторм стихает уже к семи вечера, и мы снова выходим по направлению к Валааму. Те, кого не сразила морская болезнь, любуются закатом. Иностранки в каюту так и не зашли – все четыре часа простояли на палубе. К Валааму мы подошли уже за полночь. Кругом темень, лишь на скале ярко светится колокольня Спасо-Преображенского собора. Юным участницам проекта, студенткам, пришлось срочно выдавать косынки и юбки из собственных запасов – почему-то они не подумали взять из дома свои. Впрочем, уже через неделю они ничем не отличались от богомолок, живущих при монастыре: крестились перед едой, ставили у изголовья кроватей иконки, а без косынки и юбки чувствовали себя весьма неуютно.

На пристани нас встретила комендант. «Вы будете жить в спортзале, мы там уже поселили один стройотряд», – сказала она и повела нас в наше новое жилище. Спортзал находится в бывших монастырских помещениях, которые переоборудовали в советское время. По соседству, также в монастырских зданиях, живут мирские, а потому часть монастыря пока еще не считается его территорией. Это как бы нейтральная территория: здесь разрешается ходить без платков и в брюках, но запрещается курить. Мирские потихоньку выезжают отсюда – желающим выделяют квартиры в городе Сортавала. Продать свои квартиры они не могут, поскольку помещения принадлежат монастырю. Конечно, жить бок о бок с мирскими монахам непросто. Особенно трудно было несколько лет назад, когда монах молился в своей келье, а за стенкой раздавалась ругань или орал телевизор...

Кроме нас в спортзале, заставленном двухъярусными кроватями, уже жили человек 15 – школьники и студенты Корабелки, которые работали на Валааме за деньги. Спортзал поделен на «комнаты» занавесками, но и они не помогают избавиться от ощущения казармы. Хотя многим из питерских волонтеров обстановка не очень понравилась, Мэри с Полин были в восторге от такой экзотики и даже не хотели оттуда уезжать. Слава богу, через пару дней женской половине нашей группы выделили трехкомнатную квартиру у центрального входа в монастырь – лица у новоселов светились счастьем, и волонтеры-мужчины, приходившие к нам в гости, тоже уходили в восторге. На самом деле, конечно, ничего особенного в этой квартире не было, но после казармы подобное жилье казалось настоящим чудом. В комнате нас жило по три-четыре человека, и каждое утро мы просыпались от колокольного звона – братия в это время призывается к утреннему богослужению.

Два выходных дня мы не работали, бродили по Валааму, ходили в разные скиты. Но в понедельник начался первый рабочий день: мужчин отправили разбирать леса в храме, а за женщинами приехал трактор. Всех погрузили в телегу и отправили работать на ферму. Эта ферма существует на Валааме давным-давно, а сейчас здесь находится около 400 кур и несколько десятков коров. Так как монахи не едят мясо, то и животных здесь не забивают – коров выращивают ради молока, куриц – ради яиц. Работники фермы (здесь много трудников и послушников) питаются прямо здесь, на ферме. На берегу озера стоит терраса с длинными столами, а повар Михаил готовит чудные блюда. Он любит баловать всех пирогами и даже дал мне рецепт очень вкусного постного пирога – нужно смешать стакан муки, стакан сахара, стакан заварки, стакан изюма и стакан орехов и поставить выпекаться.

Работа на ферме не из легких, особенно для людей умственного труда. Очень тяжелыми были первые два дня, когда мы пропалывали грядки с репой. Мышцы после этого болели у всех, даже у нашего командира – семинариста Виталика. Виталик приехал на Валаам с Украины и хочет остаться здесь на всю жизнь. Это никого не удивляет – часто бывает, что люди приезжают на Валаам на несколько дней, а остаются на несколько лет. На Валааме каждый испытывает умиротворение, а городская жизнь оттуда кажется бессмысленной суетой. Жизнь наедине с природой начинает казаться единственно правильной, а простые вещи – баня, еда, отдых после тяжелой работы – приносят много радости.

После прополки Мэри с Полиной отправили работать в хлев – очищать от навоза стойла и покрывать их известкой. Они были несказанно рады такой перемене – все-таки это не так тяжело, как пропалывать грядки под солнцем. Через пару дней они стали специалистками: покрасили три хлева. Коровы, по мнению фермеров, были просто счастливы. «Может, я и страдаю, но зато коровы счастливы. Теперь в своем резюме я смогут написать «Профессионал по отдиранию навоза», – шутила Мэри. Семинарист Виталик постоянно уговаривал их принять православную веру, но безуспешно. Он так и не смог объяснить, чем православие лучше католицизма, а потому каждый остался при своем.

Не все вернулись домой с августовского проекта – кое-кто решил остаться на Валааме еще на несколько недель. Остальные вернулись к цивилизации, но им на смену едут новые волонтеры. Следующий проект начнется на Валааме в начале сентября, а участвовать в нем будут еще больше иностранцев – немцы, англичане и даже одна японка.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру
Фото автора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях