Какими будут географические границы Большого порта Петербурга, станет известно уже к лету этого года. Именно в такие сроки правительство города готовит несколько постановлений, которые будут направлены на развитие как самого порта, так и морских подходов к нему. Об этом сообщил на заседании Морского совета при губернаторе Петербурга руководитель Комитета по транспортно-транзитной политике администрации города Андрей Карпов.
Размытые приоритеты
Морской совет вынес на рассмотрение городского правительства три вопроса. Во-первых, необходимость признать, наконец, порт как «географический» объект, а также обозначить его границы и причалы, на которых могут обслуживаться иностранные суда. По мнению Андрея Карпова, перво-наперво необходимо формально признать, что петербургский порт вообще существует. Сегодня складывается парадоксальная ситуация: последнее юридическое определение середины 20-х годов прошлого века касалось «петроградского порта», а вот «ленинградский» и «петербургский» документально пока так и «не вписались» в историю.
С расстановкой приоритетов не согласен руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша: «Для нас сегодня в качестве первоочередной задачи стоит вопрос четкого определения границ - порта как на суше, так и в акватории. Ждать выхода соответствующего документа городского правительства до лета – неоправданно долгий срок. Это значит, что все согласования в Москве (поскольку объект федеральный) можно будет получить не ранее 2006 года. Следовательно, еще целый год у порта не будет границ».
По данным федерального чиновника, уже через три года грузооборот петербургского порта достигнет 80 миллионов тонн в год. Эта цифра тем более внушительна, что, согласно расчетам, сделанным в конце 90-х годов в ходе разработки Генеральной схемы развития порта, примерно такие же объемы перевалки грузов были запланированы на 2015 год. Можно предположить, каких объемов может достичь грузооборот через десять лет, если за последние пять он вырос более чем на 180 процентов. То же самое можно сказать и о судообороте. А вот пропускная способность морского канала осталась прежней - сейчас он настолько перегружен, что находится на пределе.
Убрать морские «пробки»
Именно большегрузные и крупные пассажирские суда, которые особенно влияют на пропускную способность морского канала, сегодня наиболее востребованы на рынке перевозок. Но для того, чтобы пропускать большегрузы, петербургскому порту необходимо увеличить проходную осадку для них. Именно ее габариты и являются критерием для определения конкурентоспособности морского терминала. Кроме этого, чтобы увеличить пропускную способность, планируется продлить корабельный канал до Северного Кронштадтского фарватера и к 2007 году достроить два судопропускных сооружения. Такую концепцию разработал «Ленморниипроект». К тому же, возможно, в ближайшие годы наконец произойдет разделение потока судов – как уже писала «Невастройка», для пассажирских кораблей готовится специальный терминал «Морской фасад».
Что касается подходов к порту, то, по словам Вячеслава Рукши, до сих пор эта проблема никак не решена. «Сегодня к федеральным портам не подходит ни одна федеральная автодорога», - заявил он вчера. По мнению чиновника, участки автодорог, непосредственно примыкающие к портам, как можно скорее надо переводить из региональной сферы влияния в федеральную. Это касается и петербургского порта. А вот проблемы с железнодорожными подходами, по словам Рукши, как правило, решают сами стивидорные компании.
Если верить заявлениям генерального директора ОАО «Балтийский завод» Олега Шуляковского, то в 2007 году петербургский порт обзаведется сразу двумя линейным дизель-электрическими ледоколами для Финского залива. Но пока контракт заключен только на одно судно, стоимость которого составит более 81 миллиона долларов. Второе судно завод планирует поставить к концу 2007 года. Оно может обойтись «Росморпорту» в сумму более 75,5 миллиона долларов. Несмотря на то, что график финансирования работы по строительству ледоколов уже утвержден, найдет ли в действительности «Росморпорт» такие средства – неизвестно. На всякий случай Вячеслав Рукша призвал представителей морского бизнес-сообщества обратиться в федеральное правительство и напомнить об этих планах.
Круизный рынок снова «трясет»?
Вчера члены Морского совета снова коснулись визовой проблемы паромного и круизного туризма. Напомним, в Государственную Думу внесен законопроект, цель которого - отменить норму, согласно которой круизные туристы имеют право находиться в стране в только течение 72 часов без виз. Если это произойдет, то, по мнению участников рынка, на петербургском круизном туризме можно будет поставить крест. Чтобы не допустить такого развития событий, вчера было принято решение обратиться в Госдуму с требованием отклонить «антипетербургский» законопроект. Параллельно Морской совет подготовит обращение в МИД РФ с просьбой распространить практику выдачи групповых туристических виз на граждан всех стран. В настоящее время такая практика применяется в лишь в отношении граждан Финляндии.
Между тем, на днях на туристическом рынке Петербурга возникла обеспокоенность в связи информацией о передаче ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) речного круизного флота в чартер в Нижний Новгород. Петербургским экипажам от работодателей поступило уведомление о том, что все они будут уволены, а новый штат наберут в Нижнем Новгороде. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» председатель Совета директоров ОАО «Северо-Западное Параходство» Виктор Олерский, это было сугубо экономическое решение.
- Пять имеющихся у нас судов несли устойчивый «минус», - пояснил Олерский. - За прошлый год эта сумма в общем достигла 11 миллионов рублей. Мы решили, что путем передачи флота в чартер снизим накладные расходы компании, поскольку в Волжском пароходстве технические издержки значительно ниже. Параллельно приходится идти и на сокращение штата, поскольку увеличивать стоимость путевок мы дальше не можем, покупательная способность наших потенциальных клиентов уже достигла предела. Я уверен, что ни на туристах, ни на городе в целом наше решение не отразится. Собственниками, как и прежде, остались Северо-Западное пароходство и Пассажирский порт. А вот функция набора экипажа перешла к Волжскому пароходству.
Впрочем, как отметил Виктор Олерский, уволенные в связи с передачей флота в чартер сотрудники компании смогут предложить свои услуги в Нижнем Новгороде.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру