Полное фиаско потерпели владельцы бензоколонок, замешанные в ценовом сговоре в Санкт-Петербурге четырехлетней давности. Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал претензии обиженных бензоторговцев к российским властям необоснованными, пишет сегодня "Российская газета".
Это беспрецедентное дело тянулось с 1999 года, - первый в России классический картельный сговор, который удалось доказать. Тогда розничные цены подскочили в городе вдвое на все виды бензина. Питерское управление по антимонопольной политике целый год вело расследование, но доказало ценовой сговор между девятью компаниями.
Им было предписано вернуть в казну неправедно полученные доходы. А автомобилисты, сохранившие чеки за бензин, вернули украденные торговцами деньги. Материалы дела, указывающие на совершение менеджерами компаний преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса РФ, были переданы в прокуратуру. По этой статье предусматривалось в то время наказание от штрафа в 200-500 МРОТ до лишения свободы сроком до двух лет.
Тем не менее шесть из девяти компаний-участниц сговора решили, что их обидели незаслуженно и начали судиться. Пройдя все возможные судебные инстанции в России, они в декабре 2000 года обратились в Европейский суд по правам человека. Мотив: российские арбитражные суды на всех этапах якобы отказывали им в ознакомлении с материалами о сговоре. Кроме того утверждалось, что российские суды нарушили принцип презумпции невиновности, а их вина в монополистическом поведении не была доказана.
Но ни по одному пункту жалобы Европейский суд не усмотрел нарушений ни национального российского законодательства, ни международного. Не согласился он с компаниями-заявителями и в том, что разбирательство в теруправлении МАП (в то время - Министерство по антимонопольной политике) и арбитражных судах рассматривалось как уголовное по своему характеру. Тем более что заявители не преследовались по нормам Уголовного кодекса.
Жалобы истцов на несправедливое наказание Европейский суд тоже отверг, подчеркнув, что возврат в казну незаконно полученной прибыли, строго говоря, наказанием не является. Это всего лишь "денежная компенсация за причиненный вред".
В 2004 году весной произошел 40-процентный рост цен на бензин. В шести регионах антимонопольные органы возбудили дела по фактам ценовых сговоров.
- Наши оппоненты исчерпали все ресурсы для опровержения нашего решения, - сказал "РГ" руководитель управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко. - Во-первых, это показывает, что ситуация по картельным сговорам может контролироваться антимонопольными органами, а российские суды могут принимать по таким делам профессиональные решения. Во-вторых, создан прецедент, и опыт Санкт-Петербургского УФАС - наша аргументация, наша система доказательств - может успешно применяться коллегами из других регионов. Сейчас некоторые решения антимонопольных органов тоже оспариваются в арбитражных судах. Думаю, что, подтвердив нашу правоту, Европейский суд по правам человека дал сигнал участникам других картельных сговоров, что в Страсбурге им делать нечего.
Сразу вслед за этим, пишет "Российская газета", произошло и другое событие. После встречи президента Владимира Путина с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым компания снизила на 5 процентов с 15 декабря розничные цены на бензин на принадлежащих ей АЗС. Их у нее - более полутора тысяч в 60 регионах России. Компания, напомним, занимает доминирующее положение в 6 регионах, контролирует в России 7 процентов розничной продажи ГСМ, производит 19 процентов бензина.
Напомним, что в конце прошлой недели президент и поставил "вопрос ребром". Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов ненормальная, констатировал он. И высказал надежду, что компания станет "примером для других крупных операторов в снижении цен на бензин". Причем Алекперов с легкостью отчитался о падении оптовых цен. И тут же посетовал, что розница никак не желает воспринимать сигнал.
Потому-то компании и понадобился административный "указующий перст" для собственных розничных операторов.
Интересно, как поведут себя АЗС после 1 января, ведь с этой даты акцизы на розничную торговлю вырастут в среднем на 8 процентов. Чтобы избежать тогда вполне "рыночного", в их понимании, повышения цен, не обойтись без сброса, причем существенного, цен оптовых. На это, поскольку президентский импульс еще будет действовать, компания, думается, пойдет. Но пойдут ли другие шесть общероссийских игроков рынка - вопрос.
А затем наступит весна, и то самое убедительно "отпиаренное" в декабре сезонное изменение баланса спроса и предложения продиктует прямо противоположную линию: резко повышать и оптовые, и розничные цены на бензин и дизтопливо, ведь спрос на ГСМ действительно подскочит.