В Петербурге объявлена единая дата выборов депутатов муниципальных советов – 19 декабря. Между тем, сама необходимость существования депутатов-муниципалов многими подвергается сомнению. Равно как проведение выборов непременно в один день. Читателям «Фонтанки» все объяснил вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель администрации губернатора Виктор Лобко.
- Виктор Николаевич, на одной пресс-конференции вы первым в Петербурге высказали идею – проводить все муниципальные выборы в один день. Зачем это нужно?
- Ну, инициативу, может быть, выдвинул кто-то раньше меня. Но я лично – сторонник того, чтобы в городе были единые порядки, единые нормы... А как иначе?
- У депутатов в некоторых муниципальных образованиях истек срок полномочий, фактически они не могут исполнять обязанности...
- Мы смогли ввести единую дату выборов только после того, как этот вопрос был урегулирован законодательно. Знаете, мы могли проявлять инициативу сколько угодно, но если закон запрещает... Прошедшим летом Государственная дума внесла в закон поправку, дающую возможность представительным органам власти субъектов федерации продлевать полномочия депутатов ради сведения выборов к единой дате. В сентябре нынешнего года мы разработали закон Санкт-Петербурга, депутаты ЗакСа его приняли. И только после этого стали проводить организационную работу, нацеленную на то, чтобы в максимальном количестве муниципальных образований выборы состоялись 19 декабря.
- В большинстве? Значит – не во всех?
- Не во всех. В одних округах даты уже были назначены судом, в других – успели провести выборы раньше. Были еще разные нюансы, не позволяющие провести выборы 19 декабря. Поэтому не все, но максимальное количество муниципальных округов будут выбирать депутатов 19 декабря. И это, действительно, очень разумно.
- А успеют? Фактически, вы предлагаете все сделать менее чем за два месяца?
- Все – в строгом соответствии с федеральным законом и законом Санкт-Петербурга: только те, кто успевает провести все предвыборные действия.
- А кто не успевает?
- Скажем так: кто не успел – тот не хотел... Таких советов оказалось всего два – «Автово» и «Купчино». По первому уже принято решение суда о выборах 13 февраля. А дальше уже вступает федеральное законодательство, которое, скорее всего, потребует от нас назначать выборы только на два дня в году, весной или осенью. Один день – для любых выборов: начиная от местного совета – и заканчивая президентскими. Если это не очень актуально для крупных областей, состоящих из разрозненных населенных пунктов, то в Петербурге и Москве это просто необходимо.
- А в чем разница?
- Ну, представьте себе: выборы в муниципальные советы у нас могли проходить в 32 даты. Да мы бы только выборами и занимались! Мы же должны людям все объяснить, рассказать, в том числе – с помощью прессы: когда выборы, где выборы, зачем выборы... Люди ведь живут – и не думают об этом. И слава Богу, что не думают! О том, для каких целей мы выбираем муниципальных депутатов, должны рассказывать власти и избирательные комиссии.
- Тогда расскажите, пожалуйста: для каких целей мы выбираем муниципальных депутатов? Это в Петербурге мало кто понимает, еще меньше – знают имя своего депутата.
- Видите ли, тут надо обязательно иметь в виду следующее. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении – он, конечно, важный и нужный. Но он, естественно, по-разному воспринимается в Ленинградской области, состоящей из районов, городов, деревень, поселков, и в Санкт-Петербурге – едином населенном пункте. Согласитесь, проведение муниципальных выборов в Петербурге – совсем не то же самое, что в Луге, Подпорожье или деревне Жабино Гатчинского района.
- И все-таки: зачем нужны муниципальные депутаты, тем более что город – единый, как вы говорите, все компактно?
- Этот вопрос надо бы задать законодателю: почему он так написал? Вот именно по той причине, что это – неестественно, искусственно, надуманно, мы многие вещи и не воспринимаем. И с очень большим трудом остаемся законопослушными гражданами, соблюдаем Конституцию. Которая гласит: в каждом субъекте федерации должны быть органы местного самоуправления.
- Каков круг полномочий муниципальных депутатов?
- Мы в ближайшее время должны принять закон о местном самоуправлении в новой редакции, где полномочия муниципалов будут прописаны. На мой взгляд, количество исконно местных функций должно быть минимальным. Сколько их будет? Я не знаю. Может быть – две, может – десять. В жизни этих функций – тысячи, а мы, допустим, какому-то округу предоставляем две. Эти функции называются вопросами местного значения. Остальные полномочия – государственные. И дальше принимаем закон Петербурга о передаче полномочий органов госвласти на исполнение органам местного самоуправления.
- В чем разница между функциями, как вы говорите, исконно местными и теми, которые передаются на исполнение?
- Исконно местные функции муниципалы выполняют так, как им заблагорассудится. Их в этом никто не контролирует, кроме органов надзора и, как я уже говорил, избирателей да господа Бога. Два муниципалитета могут находиться по разные стороны улицы, но каждый будет принимать собственный порядок. А те функции, которые мы им передаем, они обязаны исполнять по общим городским правилам и нести ответственность.
- Какая ответственность предусмотрена за неисполнение?
- Вариантов много, вплоть до роспуска совета. Если неисполнение обязанностей повлекло такие последствия, что люди погибли, то – и уголовная ответственность.
- Почему вы считаете, что количество исконно местных функций должно быть минимальным?
- Мы должны быть уверены, что хаоса в городе не будет. Допустим, мы передаем им в ведение детские садики, но работу в них они строят по единым правилам, предусмотренным в Петербурге. Передаем школы, но преподавать в них по какой-то собственной программе они не могут. Мы, кроме того, должны посмотреть: потянут ли муниципалитеты? Может быть, мелким округам нужно передать процентов десять функций, а более крупным – и все тридцать. И, наконец, городам-спутникам можно передать процентов пятьдесят, а то и семьдесят. Но тоже – по единым правилам, под контролем и с обязательным определением источников финансирования, с передачей средств из городского бюджета и, что особенно важно, с передачей части штатной численности госслужащих.
- И все-таки, назовите, пожалуйста, хоть какие-то вопросы, которые сейчас – в ведении органов местного самоуправления. Иными словами, чего от них ждать «бедному Ване»?
- В разных округах – разный объем полномочий. Прежде всего – это так называемые вопросы местной жизни: благоустройство дворов, содержание детских площадок, подростковые клубы, работа с ветеранами, опека и попечительство. Это – минимальный круг, а дальше, с передачей функций госвласти, идет по нарастающей. Допустим, в городах-спутниках муниципалитеты занимаются вопросами жилищного хозяйства.
- Если, как вы говорите, муниципальные советы никому практически не подотчетны, существуют сами по себе, как можно организовать их работу?
- Мы пошли по пути, который законом не предусмотрен, но и не запрещен: создали систему взаимодействия через коллегиальный орган управления – Коллегию администрации района. И написали положение: в состав коллегии могут входить руководители всех муниципальных советов. В скобках – по согласию. Мы их не заставляем, но они все сами этого хотят. Это ведь интересно, правда? Быть полноценным членом коллегиального органа управления районом, принимать участие в обсуждении всех вопросов жизни района. Подчеркиваю – всех! Высказывать свою точку зрения, отстаивать, требовать, вносить предложения, формировать повестку, голосовать. Хоть решение коллегии и не является легитимным правовым актом, но, переписанное на бланке администрации, оно становится обязательным к исполнению. И они сами выполняют то, за что проголосовали. Я не говорю, что такая форма идеальна, но она позволяет развивать сотрудничество между органами местного самоуправления и госвласти. Этого, с одной стороны, от нас требует Конституция, а с другой – это, действительно, благо. Но органы местного самоуправления должны набрать обороты, наработать опыт.
- Муниципальный совет – это для депутата место работы? Или – общественная нагрузка?
- До этих выборов все депутаты были платными, и многие приходили только получить зарплату, или так называемую компенсацию. Теперь только 10 процентов будут оплачиваемыми. Остальные – на общественных началах. А это как раз – самое ценное, самое нравственное участие человека в управлении обществом. И мы нарабатываем этот опыт, идем поэтапно, безо всякой торопливости, решая проблемы постепенно.
- Какие, например, проблемы?
- У нас в городе есть районы. Вы знаете об этом?
- Да, конечно...
- А на самом деле – их нет! Де-факто они есть, а де-юре – нет! Так случилось исторически, что в свое время, в порыве преобразований, закон о делении города на 111 муниципальных округов приняли, а закона о делении на районы, которые фактически существуют еще с прошлого века, так и нет до сих пор. Есть документы исполнительной власти, а власть законодательная по этому поводу никогда не высказывалась. Поэтому мы пришли к выводу, что прежде всего надо закрепить юридически то, что существует как факт. Проект закона о территориальном делении Петербурга уже прошел на заседании правительства и направлен в Законодательное собрание. В нем будет закреплено, что город делится на 18 районов – тех, которые уже существуют, а каждый район – на энное количество муниципальных округов. Тем самым мы создаем правовую базу для взаимодействия органов власти прежде всего не на уровне Смольного, а на уровне района. Это – очень сложный процесс. Кто-то должен переквалифицироваться, кому-то придется потерять работу, переехать, переучиваться... Масса нормативных актов. И если мы не хотим наломать дров, надо потерпеть и не говорить: «Зачем нам эти местные советы?».
- То есть требуется какой-то переходный период?
- Да он длится уже 6 лет! Мы многому научились, но для формирования новой системы органов местного самоуправления это – невероятно мизерный срок. Поэтому наше видение таково: мы высказали несколько предложений в федеральные инстанции.
- Предложений – внести изменения в саму систему местного самоуправления?
- Эта система у нас сформулирована под влиянием «Европейской хартии местного самоуправления». Мы решили, что надо так сделать, чтобы нас похвалили. Но в самой Европе, как я узнал, когда бывал там, люди и знать не знают, что такое «Хартия местного самоуправления». И никому в голову не приходит обвинить их в недемократичности! Честно говоря, та форма, которую мы имеем... С учетом нашего менталитета, нашей географии, это – не лучшая для России форма. И не надо стесняться, что мы – другие: мы лучше, мы интереснее.
Хочу подвести итог сказанному: местное самоуправление – народная власть, предусмотренная основным законом России. За этот закон люди голосовали на референдуме. Значит, надо его сейчас выполнять. В таком большом городе, где так много проблем, где живут почти 5 миллионов человек, не может быть вакуума народной власти. Отрицающая всех и вся позиция неконструктивна. У нас есть возможсность эту власть всем миром выбрать 19 декабря, и, хорошо зная о ее полномочиях, мы 4 года будем активно и конструктивно работать на благо горожан.
Беседовала Ирина Тумакова,
Фонтанка.ру