«Азимова извратили!» - скажут некоторые поклонники творчества американского писателя-фантаста, посмотрев фильм «Я – робот». И будут не правы. От Азимова просто почти ничего не оставили.
«Азимова извратили!» - скажут некоторые поклонники творчества старинного американского писателя-фантаста, посмотрев фильм «Я – робот». (Сегодня в кинотеатре «Мираж» как раз состоялась премьера этого нового фантастического фильма, собравшего почти за месяц в прокате на западе 150 миллионов долларов, при бюджете в 120). Скажут и будут не правы. Азимова никто не извращал.
От рассказов по робототехнике Айзека Азимова в фильме Алекса Пройаса на самом деле есть только три закона робототехники. Ну вы помните - «Робот не может причинить вред человеку или допустить чтобы ему был нанесен вред бездействием, робот должен выполнять все приказы человека, если они не противоречат первому правилу, робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит первым двум правилам». Весь остальной сценарий является плодом творчества сценариста Акивы Голдмана. Собственно сперва он написал свой сценарий, в котором вообще никакого Азимова не было. А у Century Fox как раз были права на экранизацию рассказов этого писателя. Почему бы и не внести коррективы?
При этом фильм получился совсем даже и неплохой. Нет, не шедевр – больше четверки ему не поставишь. Но снят красиво, смотреть интересно... местами даже очень трогательно.
Полицейский, в исполнении Уилла Смита, давнего охотника за всякими инопланетными чудесами, давно страдает роботофобией (а дело, кстати, происходит в Чикаго 2035 года). Была у него история в карьере, когда робот, выбирая между спасением ребенка и взрослого, выбрал взрослого. У него по оценке робота оказалось больше шансов на выживание. Если учесть что этим спасенным взрослым и был герой Уилла Смита, то его фобию вполне можно понять.
Он наверное единственный во всем мире не доверяет роботам и ждет от них только плохого. И, единственный, оказывается готовым к приближающейся катастрофе – революции роботов. Нет, роботы не нарушили три закона. Они просто несколько неожиданно (но крайне логично) их интерпретировали. Не буду портить удовольствие от фильма и рассказывать подробности.... Скажу лишь, что смотреть не страшно.
Как известно любителям фантастики, когда у писателя Онджея Неффа спросили, почему он не пишет в таком модном сейчас стиле как «киберпанк», писатель ответил, что «не находит в себе желания пугать своих земляков-чехов ужасающими перспективами тотальной компьютеризации и технизации, когда одновременно в современной ему Праге, человек не может найти ни одной работающей телефонной будки». Честно сказать, автору этого текста перспектива революции роботов и восстания компьютерного разума на данный момент тоже не кажется самой большой проблемой.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру