Вчера в музее Набокова было весьма оживленно и многолюдно. По стенам комнат, в которых когда-то жил великий русский писатель и поэт были развешены потрясающе красивые и чуточку неземные фотографии, а в одной из комнат на полу в позе лотоса восседал их автор – Борис Борисович Гребенщиков.
Вчера в музее Набокова, который отнюдь не является местом массового паломничества петербуржцев и гостей нашего города, было весьма оживленно и многолюдно. По стенам комнат, в которых когда-то жил великий русский писатель и поэт были развешены потрясающе красивые и чуточку неземные фотографии, а в одной из комнат на полу в позе лотоса восседал их автор – Борис Борисович Гребенщиков (в простонародье – БГ).
Выставкой фотографий Бориса Гребенщикова «Инфра-Петербург» дан старт проекту «Образный мир поэта», идея которого принадлежит давнему хорошему другу Бориса Борисовича Сергею Бугаеву (он же Африка). Вчерашнее официально открытие выставки прошло камерно, по-домашнему, без единого намека на ожидаемую в таких случаях элитарную тусовочность. В музей-квартиру В.В. Набокова пришли наиболее ревностные почитатели БГ, а также его друзья в числе которых были замечены художники группы «Митьки» и известный музыкант Павел Кашин.
Назвать работы Гребенщикова, на которых изображены самые известные и самые красивые уголки Петербурга, фотографиями в прямом смысле слова, пожалуй, нельзя. Скорее для них подходит определение «фотоработы», поскольку все снимки исполнены в стиле электронно-компьютерного рисования и изготовлены с использованием современной техники печати на металле с полимерной основой. За счет этого Гребенщикову удалось добиться такого качества визуального восприятия, когда город предстает перед зрителями в несколько непроявленном, нечетком, ирреальном виде. Кстати, сам Борис Борисович говорил, что иногда он действительно видит свой город другим, хотел бы его видеть другим - и порой город кажется ему именно таким, каким он представлен на этих фотоработах.
Поговорить с вечно спешащим мэтром не удалось – Борис Борисович покинул выставку спустя полчаса (по слухам, уже ночью он должен был куда-то улетать). Однако куратор выставки Сергей Бугаев охотно согласился ответить на наши вопросы:
- Сергей, скажите, как возникла идея подобной выставки?
- Для меня Борис Гребенщиков в первую очередь поэт. А любой поэт в своем творчестве, в поисках образов на что-то опирается. Безусловно, что, находясь внутри города, поэт сознательно (и бессознательно) опирается (и вдохновляется) на образы города. Тем более, такого прекрасного города как Санкт-Петербург.
Однажды Борис приехал ко мне и сказал, что у него родилась мысль сделать серию фотографий о Петербурге. Я посмотрел на первые снимки, и они мне безумно понравились. Единственное, о чем я тогда пожалел, так это о том, что он не сделал эти работы год назад, в год 300-летия Петербурга, когда эти образы были особенно востребованы. Если вы помните, юбилей прошел, а какого-нибудь медвежонка, какой-то запоминающейся лучезарной звезды, после него не осталось. Ни в качестве сувенира, ни в каком другом виде.
Я считаю, что данная выставка – это своего рода взгляд поэта. Такой, знаете, сканирующий взгляд, который в целом видит то же, что и мы с вами, однако все равно некая дистанция есть. Именно здесь и выявляются те детали, нюансы и эффекты, которые нам, специалистам, людям занимающимся исследованием поэтического творчества (причем не только Бориса Гребенщикова), доставляют огромное удовольствие и дают пищу для размышлений. Приведу простой пример: вот я очень люблю поэзию Блока. И представьте себе такую невероятную ситуацию, что вдруг где-то в городе открывается выставка фотографий под условным названием «Петроград глазами Блока». Естественно, я помчусь на эту выставку. Причем она уже заранее будет мне нравиться, поскольку сама мысль о ней, для меня, как для почитателя творчества Блока, уже является большой радостью.
- В том, что выставка проходит в стенах музея Набокова, есть какой-то потаенный смысл?
- Проведение этой выставки в музее Набокова связано с необходимостью объединить в единую поэтическую традицию, в единую непрерывающуюся линию достижения поэтов Санкт-Петербурга. Борис Борисович Гребенщиков, на мой взгляд, относится к плеяде выдающихся петербургских поэтов, и мне кажется, что в этом мнении со мной сходятся и специалисты, и литературоведы, которые занимаются изучением текстов. А тексты Гребенщикова, безусловно, претендуют на высочайший уровень оценки. Ну, а то, что в данный исторический момент в нашей стране фактически отсутствует тот сегмент институтов, который занимается изучением поэтического творчества, - это уже совсем другой вопрос. Да и сама поэзия, кстати, сегодня по большей части трансформировалась - в лучшем случае в рэп-музыку, а в худшем просто в какие-то, скажем так, странные вещи.
- Расскажите немного о Вашей программе, в рамках которой проводится эта выставка.
- Программа «Образный мир поэта» - это серьезная, фундаментальная тема. Разрабатывая ее, я исходил из того, что все мы являемся потребителями образов, и только поэты и художники (плюс еще небольшая группа людей) являются творцами этих образов. Я очень ценю творчество Гребенщикова. В нашей стране, если говорить о людях, которые поют, пишут стихи, во всем том, что делается в этой сфере, он очень серьезно выделяется. Причем, это идет у него с самого начала, еще с тех образов, которые Борис поставлял во времена канонического старого «Аквариума». Так, скажем, на мой взгляд, эффект, оказанный на значительную часть советских граждан фильмом «Асса» и поэтическим творчеством БГ отнюдь не меньше, чем, скажем, воздействие сюрреалистов на европейское сообщество своего времени.
Что же касается дальнейших планов, то в рамках этой программы мы будем проводить еще выставку Андрея Вознесенского, Аркадия Драгомощенко и ряда молодых поэтов. Причем зрителям будут представлены именно их смежные занятия - так называемые вспомогательные артикуляции поэтов.
- И последний вопрос - относительно использования лунного фона в ряде представленных фоторабот...
- Действительно, подкладкой для ряда фотографий является черно-белый образ поверхности луны. Это указывает на то, что здесь в восприятии нами города участвуют некие другие силы. То есть при формировании цветного образа, который является предметом осмысления, возникает другой образ – поверхность кратера луны. Это показывает насколько субъективность восприятия того, что называется реальностью (действительностью), связано с рядом проявлений космических сил. Кстати, это именно та тема, которую Гребенщиков затрагивает в своем творчестве очень фундаментально и принципиально (к примеру, субъективность космической вселенской энергии, ее присутствие на земле, в творчестве человека и т.д.) В своем творчестве Гребенщиков пытается осмыслить все это и многие люди выходят на уровень осмысления этих проблем вместе с ним.
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру
Фото: Илья Снопченко