Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Мышь по воде не пробежит... (фото)

Мышь по воде не пробежит... (фото)

614

Петербург – город приграничный. Всего в 150 километрах расположены границы с Финляндией и Эстонией. Кроме того, граница проходит и по акватории Финского залива, который является оживлённой транспортной артерией. В таких условиях необходима эффективная работа пограничной службы. Конечно, прошли те полумифические времена, когда шпионы тайком преодолевали границу ночью, а по их следу шли пограничники с собаками. Настоящие шпионы теперь имеют безукоризненно оформленные документы и пересекают границу в аэропорту Пулково. Ловить их – задача контрразведки, а перед погранохраной теперь стоят другие цели. Но вот каковы они?

Корреспондент «Фонтанки» вместе с другими журналистами по приглашению командования Северо-Западного регионального пограничного управления ФСБ побывал в приграничной зоне в посёлке Лебяжье. Она проходит от Лебяжьего вдоль побережья Финского залива до эстонской границы, глубина её – пять километров. В её пределах расположен и важный стратегический объект – Ленинградская АЭС в Сосновом Бору. У всех въезжающих в эту зону на автомобиле или поезде требуют предъявить пропуск или документ о прописке в охраняемой зоне. Причина таких мер безопасности в том, что Финский залив – международная акватория. А потому необходимо не допустить контакты судов, входящих в залив, с кем бы то ни было на берегу - ведь таким путём часто проникают незаконные мигранты и контрабандисты. Кроме того, необходимо следить и за малым судоходством, например - катерами браконьеров. Сейчас противодействие всем этим явлениям – одна из главных целей пограничной службы, которая не так давно перешла в подчинение ФСБ.

Именно слежением за акваторией Финского залива осуществляет пограничная застава «Лебяжье» Сосновоборского пограничного отряда. Три радиолокационных станции на посту технического наблюдения (ПТН) круглые сутки наблюдают за судами, проходящими по фарватеру в обе стороны. Сейчас, в разгар навигации, их насчитывается до 200 в день – не считая рыбацких судов, лоцманских катеров и яхт. Стоящие на вооружении части радиолокационные станции определяют координаты, скорость, курс, размер и тип судов, находящихся на расстоянии до 16 морских миль (примерно 30 км) от станции, а новые РЛС – и до 24 миль (45 километров). О проходящих судах ПТН докладывает в центр, который уже информирует службы морского порта Петербурга и Кронштадта. Естественно, что застава контролирует и территорию вокруг себя – так, за прошедшие месяцы 2004 года было задержано 82 нарушителя пограничной зоны. А вот судов-нарушителей за последний год зафиксировано не было. В конце концов, Финский залив важен экономически, а не стратегически, и чужие подводные лодки (и тем более - надводные корабли) здесь не встречаются.

Как раз сейчас в воинской части проходят испытания новой РЛС. Испытания проводятся для того, чтобы решить вопрос о постановке этой модели на вооружение, сравнить её с существующими моделями, уже стоящими на боевом дежурстве, а также определить её эффективность в практических условиях. Новая станция «Ряд» производится петербургским ФГУП ПП «Равенство». Это станция сантиметрового диапазона радиоволн; она отличается от аналогичных моделей повышенной надёжностью, ремонтопригодностью, увеличенным сроком службы. Стоит на боевом дежурстве и РЛС «Балтика» миллиметрового диапазона – первая в Северо-Западном округе. Разница между ними в том, что станции миллиметрового диапазона отлично обнаруживают близкие к РЛС цели, а станции сантиметрового диапазона работают на дальних расстояниях и в плохую погоду. Эти станции органично дополняют друг друга, а в будущем петербургские разработчики обещают создать и универсальный многодиапазонный комплекс. Обо всём этом рассказал журналистам Александр Лабутин, заместитель главного инженера ФГУП «Равенство».

Внешне комплекс выглядит не слишком эффектно. Состоит он из двух частей – установленной на вышке вращающейся антенны, и связанного с ней компьютера, оснащённого специальным радарным процессором. За компьютерами службу несут, в основном, женщины - в звании ефрейторов. В сутки сменяются три вахты по восемь часов: таким образом, морские ворота Петербурга всегда находятся под наблюдением. Оборудование на посту самое современное – кроме самих комплексов, это мощные компьютеры и профессиональные 22-дюймовые мониторы. А вот романтикам пограничной службы, которые представляют себе погони на катерах за браконьерами и нарушителями, в этой воинской части делать нечего – эта часть только следит за целями, докладывая о них в центр, где и принимается решение. Своего «флота» у неё нет. А всего на побережье Финского залива расположено 16 подобных постов технического наблюдения.

Вопреки распространённому, увы, мнению о военных, как людях замкнутых и ограниченных, журналистов тепло приветствовали офицеры пограничной службы, осматривавшие новую РЛС, и командир части, старший лейтенант Медведев. Сотрудники СМИ даже смогли подняться на вышку, где расположены антенны (одну из них даже отключили ради того, чтобы здоровье гостей не пострадало от мощного микроволнового излучения антенн), и рассмотреть часть и её окрестности сверху. А после этого их накормили обедом в солдатской столовой. Были поданы суп с гречкой и картофелем, печёная свинина с рисом, различные салаты и холодные закуски и, конечно же, компот. А увиденное и услышанное от пограничников сформировало ощущение того, что граница наша – на замке. Пусть и не видимом нарушителями.

Илья Снопченко,
Фонтанка.ру – при содействии СЗРПУ ФСБ РФ.
Фото автора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях