Апелляционная инстанция арбитражного суда отменила решение первой инстанции и полностью удовлетворила иск Северо-Западного пароходства к своей бывшей дочке - ООО «Русские круизы», передает Агентство журналистских расследований. На истца переведены права и обязанности покупателя 50 % акций «Русских круизов». По словам юристов СЗП, решение суда вступает в законную силу уже сегодня.
Заседания и первой и второй инстанций арбитража проходили без участия основного ответчика - гендиректора «Русских круизов» и экс-главы «Пассажирского порта» Ольги Каргиной. За неделю до рассмотрения дела в первой инстанции она обратилась в суд с просьбой рассмотреть дело «в ее отсутствие», заявив, что с доводами третьего лица, которое будет представлять ее интересы в суд, она заранее согласна.
Иск в арбитраж СЗП подало 23 января. Пароходство требовало признать недействительными последствия и саму сделку, заключенную между Каргиной и ООО «Финансовая компания «Передовые финансовые технологии «ПФТ»» (ПФТ). «Русские круизы», чьим главой и поныне является Ольга Каргина, по данному иску выступают в качестве третьего лица. Кроме недействительности сделки СЗП требовало перевода на себя прав и обязанностей покупателя доли в уставном капитале «Русских круизов» (50% акций номинальной стоимостью 140 тысяч рублей), ранее принадлежащей «ПФТ».
Суть претензий истца такова: 27 ноября 2001 года по договору купли-продажи Каргина уступила принадлежащую ей долю в уставном капитале «Русских круизов» (50% акций) «ПФТ». 5 февраля 2002 года общее собрание акционеров приняло решение о внесении соответствующих изменений в Устав общества.
Однако в декабре того же года Каргина уведомила совет директоров, что между ней и «ПФТ» заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи доли. В соответствии с условиями данного соглашения проданная доля вновь перешла Каргиной.
Юристы СЗП полагают, что соглашение о расторжении договора купли-продажи доли является притворной сделкой, совершенной с целью скрыть возмездное отчуждение «ПФТ» принадлежащей ему доли, то есть куплю-продажу доли. Сам договор купли-продажи доли от 27 ноября 2001 года по ряду статей Гражданского Кодекса РФ является возмездной сделкой, поскольку «ПФТ» по условиям данного договора обязалось выплатить Каргиной некую сумму за переданные 50% акций в собственность. Доля же по условиям договора поступила в собственность «ПФТ», о чем свидетельствуют изменения, внесенные в учредительные документы «Русских круизов».
Оформляя свои взаимоотношения по отчуждению доли, стороны облекли данную сделку в форму соглашения о расторжении ранее заключенного договора купли-продажи. Данная форма, считает истец, избрана сторонами с единственной целью: скрыть фактическую сделку по обратной купле-продаже. Факт возмездности отчуждения доли в уставном капитале «Русских круизов» был скрыт, поскольку при возмездном отчуждении «ПФТ» по закону должен был предложить второму участнику - СЗП - приобрести эту долю на тех же условиях. Однако стороны выбрали иной способ действий, в результате чего СЗП лишилось права выкупа 50% акций.