Президент Путин второй раз за последние дни ставит политических аналитиков в тупик. Назначив (пардон - разумеется, предложив Думе назначить) премьером Михаила Фрадкова, который занимал должность спецпредставителя президента по вопросам развития отношений с Европейским союзом и с июня прошлого года находится в Брюсселе, Путин так и не открыл карты по поводу обещанного "нового курса", с которым он идет на президентские выборы.
Фрадков был отправлен в Брюссель после прошлогодней реорганизации силового блока правительства и упразднения налоговой полиции, которую новый премьер возглавлял два с лишним года. После отставки Фрадкова и назначения в Брюссель "на связь" с ЕС преобладающей была версия о почетной пенсии. Хотя на тот момент Фрадкову было всего 52 года. После этого судьба нового премьера никого особо не интересовала. До сего дня.
Решение президента можно было бы назвать ожидаемым реверансом в сторону Запада, если бы не одно существенное обстоятельство. Отношения России и Евросоюза в последнее время не отличаются теплотой. Да и в свете захвата в Москве катарских дзюдоистов, которых собираются обменять на обвиняемых в терроризме россиян, захваченных в Катаре, реверансы в сторону цивилизованного мира едва ли уместны и востребованы.
Впрочем, связи Фрадкова с Западом не ограничивались постом в Брюсселе. С 1997 года Михаил Фрадков занимал пост министра внешних экономических связей и торговли России. Любопытно, что он ушел в отставку в апреле 1998 года, после смены премьера Черномырдина на Кириенко и незадолго до дефолта-98. Можно предположить, что Фрадков входил в круг «посвященных» относительно ближайших перспектив российской экономики. В 1999 году Фрадков вернулся в правительство, возглавляемое на тот момент Сергеем Степашиным, и сохранил свой пост министра торговли в период передачи власти от Ельцина к Путину.
Фигура Фрадкова прочно ассоциируется со знаменитыми «маски-шоу» – заказными выездами налоговой полиции на разрешение «споров хозяйствующих субъектов». Кроме того, широко известна практика банальной покупки постов в налоговой полиции. Как этот опыт нового премьера будет востребован в российском Белом доме – пока неясно. Но вряд ли, говоря о «новом курсе», кремлевские политологи имели в виду именно это.
Является ли Михаил Фрадков креатурой пресловутой ельцинской «семьи»? С одной стороны, его карьерный рост относится к допутинскому периоду. С другой, президентская «рокировочка» теряет всякий смысл, если Фрадков назначен в рамках договоренностей с «семьей». Хотя назначение Фрадкова настолько неожиданно, что вызывает ощущение импровизации, которая стала итогом напряженных консультаций президента, и отнюдь не с парламентским большинством.
Алексей Сердитов
Фрадков Михаил Ефимович родился 1 сентября 1950 года в селении Курумоч Красноярского района Куйбышевской области.
Окончил Московский станкоинструментальный институт в 1972 г., Всесоюзную академию внешней торговли в 1981 года.
В 1973-1975 работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. С 1975 года работал во внешнеторговом объединении "Тяжпромэкспорт".
С 1984 года работал на различных должностях в Главном Управлении поставок ГКЭС СССР, в Главном Управлении координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических связей СССР.
В 1991-1992 - старший советник Постоянного Представительства РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве.
В 1993-1997 - первый заместитель Министра внешних экономических связей РФ. С 1997 года - временно исполняющий обязанности Министра внешних экономических связей и торговли РФ.
В 1997-1998 - министр внешних экономических связей и торговли РФ, ушел в отставку в апреле 1998 г.
С апреля 1998 года - председатель Совета директоров компании "Ингосстрах", одновременно с декабря 1998 г. возглавлял секцию по страхованию в Консультативном совете по иностранным инвестициям под патронажем Евгения Примакова.
Февраль-май 1999 года - генеральный директор страховой компании "Ингосстрах".
В мае 1999 года занял пост министра торговли РФ в составе правительства Сергея Степашина и сохранил его при формировании кабинета Владимира Путина в августе 1999 года до марта 2000 года.
Был членом Правительственной комиссии по вопросам Содружества Независимых Государств и Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам (1997-1998).
В июне 2003 года был назначен специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом (с сохранением прежней должности).
В марте 2003 года после упразднения ФСНП назначен полномочным представителем России при ЕС в ранге федерального министра.
28 марта 2001 года назначен на пост директора Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Владеет английским и испанским языками. Женат, имеет двоих детей.
По данным NewsRu.com