Петербургские гитарные мастера всегда были одними из лучших в стране. На выходных в Петербурге – уже в пятый раз – состоялся конкурс гитарных мастеров. В нем принимали участие 16 представителей из семи городов России и Украины, которые вынесли на суд жюри 19 классических гитар.
Гитара, на которой играют у костра, может быть какой угодно. Для концертного зала нужен хороший инструмент. Для зала Филармонии или Капеллы - очень хороший... Чтобы определить лучшие инструменты в Петербурге проводится конкурс гитарных мастеров. На прошедших выходных конкурс прошел в пятый раз.
Ленинградская школа гитарных мастеров ведет свой счет с восемнадцатого века. Свой опыт и приемы привезли в молодую русскую столицу приехавшие из Германии ремесленники. С течением времени традиции изготовления качественных инструментов не прерывались. Ленинградская гитара была одной из легенд эпохи социализма, вещью более культовой, чем чай со слоном, вплотную приближаясь в этом качестве к телевизору "Рубин". С высот нашей теперешней потребительской культуры мы, разумеется, понимаем, что ленинградская гитара была инструментом хотя и культовым, но не слишком хорошим. Мы и к телевизорам "Рубин" относимся теперь без особого почтения. Но факт остается фактом - лучшие гитары в Советском Союзе делала в Ленинграде фабрика музыкальных инструментов им. Луначарского.
В начале девяностых фабрика начала «сдавать» - по обычному для этого времени сценарию. Нет заказов, нет сбыта, нет денег, нет зарплаты. И лучшие мастера ушли на вольные хлеба, занявшись индивидуальным изготовлением инструментов. Однако проблема сбыта инструментов встала перед ними еще острее. На изготовление одной гитары уходит не менее двух месяцев. Прибавим сюда расходы на экзотическую древесину, на аренду мастерской - гитара, сделанная мастером, не может быть дешевой. Магазины полны неплохих серийных гитар - корейских, немецких, чешских. Как же найти покупателей на очень хорошую, но дорогую гитару?
В итоге в творческом союзе работников культуры появилась секция гитарных мастеров, а в городе был проведен, а затем стал ежегодным, один из немногих профессиональных конкурсов нового времени.
Первый конкурс проводился на деньги организаторов, участие в нем для мастеров было бесплатным – в ДК 1-й Пятилетки. Второй конкурс проводился в ДК "Выборгский", а начиная с третьего раза мастера «обустроились» в ДК "Пролетарский". В концертном зале клуба, перестроенного в 1957 году из цеха Пролетарского завода, классические гитары звучали особенно хорошо. В этом году конкурс гитарных мастеров в Санкт-Петербурге проводился уже в пятый раз. В нем принимали участие 16 гитарных мастеров из семи городов России и Украины, которые представили 19 классических гитар.
Конкурс проводился в два круга. Меняются музыкальные произведения, гитары тасуются как карты в колоде. Это делается, чтобы избежать ложных впечатлений. Дело в том, что на таких испытаниях слух быстро устает, и средняя гитара может показаться отличной, если будет звучать после очень плохой.
Прослушивание инструментов проводится вслепую. На сцене стоит ширма. Конферансье называет номер гитары. Невидимо для слушателей инструмент выносится сидящему за ширмой исполнителю. Он играет два отрывка из классических гитарных пьес, первый – чтобы продемонстрировать звучание низких нот, второй - для высоких. Несколько тактов, по две музыкальных фразы на двух языках. После того, как все гитары отзвучат, исполнитель повторяет игру на первых трех гитарах.
Во второй день ширму между зрителями и гитарами убрали. День начался выставкой гитар, во время которой потенциальные покупатели и просто интересующиеся могли вдоволь полюбоваться на инструменты и опробовать их, и они не теряли времени зря. На фоне шума и разговоров в фойе Дома культуры не меньше пяти профессиональных гитаристов одновременно играли разные пьесы. Одна из пьес обрывалась, гитару ставили на подставку, но начинала играть другая.
Во время выставки проводились конкурсы на самый красивый и самый оригинальный инструмент, а также приз зрительских симпатий. В заключительном концерте принимали участие гитары, занявшие места с первого по десятое. Исполнители - студенты и выпускники Консерватории, училища им. Мусоргского и Ленинградского областного университета.
Петербургский мастер Алексей Нестеров представил две гитары, которые получили второе и третье места. Он же выиграл призы за самый красивый инструмент и зрительских симпатий. Первое место получил московский мастер Владимир Ажикулов. Гитары Ивана Безгина из Воронежа не вошли в число лауреатов, но он получил приз за самый оригинальный инструмент. На гитаре - победительнице сыграл Анатолий Изотов – прозвучала пьеса Никиты Кошкина "Гитара", посвященная братству гитаристов всего мира.
На пятый год своего существования конкурс гитарных мастеров крепко стоит на ногах. Как утверждает гитарный мастер Антон Хорин, в этом году, по сравнению с первыми конкурсами, им можно было почти не заниматься. Но не останавливаться же на достигнутом! Вдохновленные успехом конкурса мастеров, в этом сезоне Санкт-Петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры и Санкт-Петербургский клуб гитаристов организуют конкурс виртуозов классической гитары.
Виктор Горбунков,
Фонтанка.ру