"Красуйся, град Петров!" - так называется выставка, посвященная трехсотлетию Санкт-Петербурга, открывшаяся 27 мая в залах Радищевского музея Саратова, сообщает сайт "Музеи России".
Историю Петербурга на этой выставке можно проследить от момента зарождения петровского замысла будущей столицы ("Здесь будет город заложен...") в эффектном листе Александра Бенуа "На берегу пустынных волн", до Петербурга сегодняшнего в живописи и графике саратовского художника Александра Козинцева. Здесь и гранитные набережные, и величавые дворцы над широкой полноводной Невой, и воспетый поэтами Летний сад, и Академия художеств, и Исакиевская площадь, и фальконетовский памятник Петру, и Публичная библиотека, и Стрелка Васильевского острова, и Поцелуев мост, и вид Смольного монастыря и много других прекрасных и гармоничных сооружений, возникших в разные времена, но не разрушивших то удивительное чувство единого ансамбля, которым не случайно так славится этот замечательный город. Прекрасны и образы петербургских пригородов - великолепных дворцово-парковых ансамблей, запечатленных в графике А.Г. Ухтомского, И.В. Чесского, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Имперский Петербург в экспозиции заметно усилен живописными и скульптурными портретами представителей династии Романовых - от Петра 1 до Александра 111, а также сильно уменьшенной копией знаменитого "Медного всадника", исполненной Е.А. Лансере.
Особый раздел на выставке составляет Петербург литературный. Здесь автолитография Н.А. Павлова "Пушкин на Неве" - образ почти набоковский: "Нева, лениво шелестя, как Лета льется. След локтя оставил на граните Пушкин". Здесь замечательная книжная графика М.И. Полякова: иллюстрации к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Пушкина, к "Петербургу" Андрея Белого, выразительные иллюстрации Ф. Константинова и С. Мочалова, портрет Александра Блока Г.Н. Бурмагиной и ее же иллюстрация к его "Двенадцати", серия иллюстраций Андрея Ушина к роману Ф.М. Достоевского "Идиот", убеждающе передающих напряженно-гнетущую атмосферу повествования.
Литературный Петербург оказался на выставке более мрачноватым, чем другие ее разделы, не исключая блокадный. В графических листах Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейского, Н.А. Павлова, С.Б. Юдовина, Л.И. Гагариной привлекает прозрачная ясность, гармония и торжественная строгость архитектурных ансамблей, то, что именуют "ампирным великолепием Петербурга". Знаком возрожденного и празднично-прекрасного города стала на выставке огромная картина Ю.С. Подляского "Ленинград" - яркий образец радужного оптимизма времени хрущевской оттепели.