Губернатор Владимир Яковлев в пятницу вечером пел. В самом прямом смысле этого слова. Поющего градоначальника можно было увидеть и услышать в Ледовом дворце, где состоялось торжественное открытие юбилейной декады.
На торжественном открытии присутствовали также Полпред Президента в Северо-Западном округе Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев, спикер городского ЗакСа Вадим Тюльпанов и митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Вшестером они появились на сцене Ледового, оформленной в «петербургском» стиле: парусник на заднем фоне, фрагменты решетки Летнего сада по бокам. Не очень понятным было, зачем в глубине сцены под углом к ней висит огромное зеркало. Впрочем, его назначение разъяснилось позже.
Первым речь произнес губернатор Яковлев. Он напомнил, что «Петербург – это город-фантом, город-мечта». Еще недавно, по словам градоначальника, казалось «что душа Петербурга уснула навеки. Но сегодня можно сказать – мы возродили наш город!». За Яковлевым выступила Валентина Матвиенко – кратко и прочувствованно. Сергей Миронов напомнил, что 2003-й год признан решением Совета государств СНГ годом Санкт-Петербурга, выразил уверенность, что во время юбилейной декады город станет столицей мира и преподнес юбиляру подарок от Совета Федерации. Он действительно оказался большим и тяжелым, как предупреждал Миронов несколько дней назад – карта России из природных самоцветов.
Весьма тепло зал приветствовал Геннадия Селезнева. Спикер Госдумы пожелал, чтобы то внимание, которое уделяется Петербургу в последние годы, растянулось бы и на следующие 300 лет. И тоже преподнес подарок – правда, не от себя. Оказывается, Геннадий Селезнев несколько лет патронирует школу из Краснодара, в которой обучаются дети-инвалиды. К юбилею Петербурга воспитанники этой школы создали совершенно потрясающую икону Святого Александра Невского, которую и привез в северную столицу Селезнев.
Белые полупрозрачные занавеси на сцене вздымались как паруса, периодически скрывая в складках всех выступавших. Практически незаметно на сцену вышел известный летчик-космонавт Сергей Крикалев. Сергей Константинович тоже пришел с подарком: он подарил – или возвратил - Петербургу флаг города. Этот флаг побывал в космосе. По словам Крикалева, в прошлом году этот символ Петербурга был вручен космонавтам в Петропавловской крепости, пробыл вместе с космонавтами в непростом полете более 160 суток и в мае возвратился на землю. Владимир Яковлев заверил, что отныне этот уникальный экспонат будет храниться в Музее истории города.
После торжественных речей представители власти спустились в зал и заняли места в партере, где уже сидели другие «высокие» гости. Начался концерт.
Концертная часть, в основном, была составлена из классических произведений
Кстати, уже в самом начале концерта стало понятно предназначение гигантского зеркала: средняя часть его «открылась» и на нее ступил Петр Великий. Нараспев произнеся монолог, он величественно удалился. Зеркало пришло в исходное положение и стало отражать все, что происходило на сцене.
А происходило там многое: в сопровождении фрейлин выходила на сцену Екатерина Вторая, исполняла «Аве Мария» народная артистка России Ирина Богачева, пели и танцевали. Практически все номера исполнялись под «живую» музыку – играл оркестр. Не все фрагменты из балетов, арии из опер, танцевально-хореографические композиции имели прямое отношение к Петербургу, но исполняли их петербургские артисты.
Интересный прием использовали организаторы в оформлении выступлений: в промежутках между выступлениями демонстрировались различные сюжеты кинохроники, связанной с разными периодами в истории Петербурга. Оригинальность заключалась в том, что проецировались кадры кинохроники на пол сцены, а зрители видели отражение в том самом зеркале. Получилось, надо сказать, весьма оригинально.
Среди выступлений запомнилась каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»: ее исполнитель, солист Мариинского театра Василий Герелло мало походил на классический образ оперного певца – чопорного артиста в строгом фраке. Облаченный в простой черный костюм, он буквально выскочил на сцену, очень живо пропел каватину – прохаживаясь по сцене и игривой мимикой общаясь с залом – и также стремительно удалился за кулисы.
Также запомнился весьма забавный номер «Четыре тенора в Ледовом дворце». Начался он с того, что на сцене появились трое солистов в классических черных фраках и белых шарфах – и ну распевать классическое «Соле мио». Не успела публика хватиться четвертого тенора – как он появился. В красном русском кафтане, с гуслями и в сопровождении хоровода девушек в сарафанах и кокошниках. И так заразительно завел «Коробейников», что мнимые «итальянцы» стали ему подпевать – сперва с акцентом, потом без. Этим они снискали глубокую симпатию и девушек в кокошниках, и всего зала.
Любопытна была реакция некоторых зрителей на «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». Когда на сцене в мертвенно-синем освещении возникли «лебеди», кто-то, сидевший позади корреспондента «Фонтанки», прошептал: «Странный выбор, что-то политикой попахивает...». Видимо, у населения прекрасное произведение Чайковского с некоторых пор вызывает ассоциации только с политическими катаклизмами в стране...
Под конец объявили выступление детского хора и его солистки Насти Андреевой с песней Соловьева-Седого «Город над вольной Невой». Однако вместо хора мальчиков на сцену вышел губернатор Яковлев, солистку он вел за руку. Градоначальник предложил спеть эту песню всем вместе - и тут же подал пример, затянув первый куплет. Зал встал. Песню исполняли все: Валентина Матвиенко – старательно, Сергей Миронов и Геннадий Селезнев – с воодушевлением, Вадим Тюльпанов вступил позже, на втором куплете, пел с удовольствием. И весь зал, заполненный практически полностью, тоже пел.
Затем дважды исполнялся гимн города: в первый раз «Гимн Петербурга» на музыку Чайковского, второй раз – «Гимн Великому городу» на музыку Глиэра, с недавно утвержденными словами. Последний исполняла Ирина Богачева.
Под конец всех собравшихся на сцене осыпали серебристым дождем из мишуры. Церемония окончилась. Юбилейную декаду можно считать открытой.
Ольга Белова
Фото: Сергей Парфенов
Фонтанка.ру