Судебная система Санкт-Петербурга на сегодняшний день практически парализована. Причиной тому – ситуация, сложившаяся с утверждением Законодательным Собранием Санкт-Петербурга корпуса народных заседателей. Казалось бы, что тут сложного: муниципалы на местах составляют списки заседателей, депутаты ЗакСа их утверждают. Но не тут-то было. Процесс столкнулся с рядом сложностей, разрешить которые пока не удается ни прокуратуре, ни Совету судей Санкт-Петербурга, ни Комиссия по вопросам правопорядка и законности ЗакСа.
Раньше, до вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса, дела в судах рассматривались судьей совместно с двумя народными заседателями. Последний раз они избирались в 1990 году и с тех пор их полномочия продлевались Верховным судом России.
В 2000 году Госдума издала федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Согласно ему, общий список народных заседателей районного суда должен формироваться органом местного самоуправления на основе списка избирателей. Общий список утверждается законодательным органом субъекта России (в Петербурге - ЗакСом) и представляется им в суд не позднее, чем за месяц до окончания срока полномочий действующих заседателей.
На каждого судью, исходя из закона, должно приходится 156 заседателей. Всего же в Питере их необходимо 49452. После подписания закона президентом России, Комиссия по вопросам правопорядка и законности питерского ЗакСа разослала городским Муниципалитетам рекомендации по воплощению его в жизнь.
Поскольку уже в то время ожидалось принятие нового УПК, муниципалы отнеслись к внедрению закона «О народных заседателях...» вяло. Точнее, спустили на тормоза. Дело в том, что согласно новому УПК, институт народных заседателей упразднен. Простые случаи, когда речь идет о статьях Гражданского кодекса и уголовных делах, где максимально предусмотренное наказание до трех лет, должен рассматривать один судья. Более сложные – трое судей.
5 августа этого года, указом президента Владимира Путина, полномочия действовавших народных заседателей признаны утратившими силу.
Вот тут-то и выяснилось, что реализовать требования УПК невозможно в силу одной, но очень веской, причины: судей, чтобы рассматривать дела втроем, в Питере не хватает. Поэтому суды стоят, гражданские и уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях не рассматриваются.
Тут-то и вспомнили закон «О народных заседателях...» от 2000 года... Прокуратура и Совет судей Санкт-Петербурга забили в набат. Первая направила в ЗакС представление об устранении нарушений Закона и предложила утвердить имеющиеся списки народных заседателей, второй издал постановление «О мерах по ускорению формирования списков народных заседателей для судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга».
Как уже говорилось, для Санкт-Петербурга необходимо около 50 тысяч народных заседателей. Но, кроме Колпинского, ни один из районов города на сегодня не представил полного списка. Подлили масла в огонь и многие депутаты ЗакСа. При утверждении уже имеющихся списков они проголосовали против, мотивируя это тем, что не могут-де взять на себя ответственность за 50 тысяч человек, которых они в глаза не видели: ведь требования, выдвигаемые к будущим заседателям, предъявляются жесткие, а полномочия у них такие Полномочия же народного заседателя такие, как и у судьи. Если двое заседателей не соглашаются с обвинительным или оправдательным приговором, за который ратует судья, окончательное решение будет принято в их пользу.
На самом деле, сомнения депутатов для юристов не вполне понятны. Сама процедура назначения двух заседателей для рассмотрения дела является страховкой от включения в процесс «нужных» людей, которые могли бы повлиять на приговор. Рассмотрим, как происходит процесс назначения. Изначально, из 156 заседателей, прикрепленных к судье, методом случайной выборки определяются 12. Далее, в процессе досудебной подготовки, каждый участник процесса (судья, адвокат обвиняемого, прокурор) имеет право на отвод того или иного заседателя. В конечном итоге остается два человека. Они-то и становятся народными заседателями на конкретном судебном процессе. В принципе, подобная система делает невозможным «провести» двух «своих людей» на кресла заседателей ни одному из участников процесса.
Как бы то ни было, на сегодня из почти 50 тысяч народных заседателей утверждено 1712 человек по Красногвардейскому, Красносельскому и Московскому районным Федеральным судам.
Дальнейшее развитие событий предугадать сложно, все зависит от депутатов Собрания. А также - какими мотивами они руководствуются, не соглашаясь утвердить имеющиеся списки заседателей. Надеемся, что самыми благими, что они радеют о честности и неподкупности нашей правоприменительной системы. Но неужели же им хочется, чтобы особо опасные преступники оказались на свободе, так и не представ перед судом, а также «развалились» громкие дела, будоражащие общественность?
Олег Булух,
«Ваш Тайный Советник»