7 мая в Большом зале Академической Капеллы пройдет концерт, посвященный 75-летию первого джазового концерта в Ленинграде, который состоялся в Капелле 28 апреля 1927 года. Организатором того первого концерта выступил композитор, дирижер и педагог, один из пионеров советского джаза Леопольд Яковлевич Теплицкий. В этот вечер дебютировал "Первый концертный джаз-банд" под руководством Теплицкого, созданный из преподавателей Консерватории и музыкального техникума.
В России джаз появился в 1922 году и его возникновение связано с именем Валентина Парнаха, однако, первые джазовые (или "джазоподобные") грамзаписи появляются только в 1926 году, поскольку большинство джазовых коллективов 20-х годов остались незаписанными. Анализируя дошедшие до наших дней записи тех лет, можно сделать вывод о том, что большинство из них воспроизводили американские и немецкие образцы танцевальной музыки, однако уже тогда стали появляться и самостоятельные попытки создавать джазовые произведения. К концу тридцатых годов уже более трети записей содержали произведения советских авторов.
Как сообщает журнал «Полный джаз», основоположником ленинградского джаза стал Леопольд Теплицкий, выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории, любимый ученик Глазунова. Его поездка в Америку летом 1926 года дала очень своеобразный толчок развитию джаза в Ленинграде.
С одной стороны, Теплицкий утвердился в мысли, что джаз должны играть профессионалы. Именно для повышения профессионализма первых отечественных джазменов он привез из Америки чемодан джазовых аранжировок, чемодан грампластинок, а также более 40 музыкальных инструментов. Но, с другой стороны, Теплицкий ошибочно полагал, что истинным, настоящим джазом является джаз Пола Уайтмена. По сути он принял за джазовый эталон то, что наиболее часто звучало. Именно поэтому привезенные ноты и пластинки демонстрировали ленинградцам, которым просто не с чем было сравнить, белый, уайтменовский джаз.
Определенный диксилендовый оттенок присутствует в ленинградской школе и по сей день, характеризуя, например, игру мультиинструменталиста Давида Голощекина.
Во многом джаз в СССР был явлением независимым, так как имелись определенные трудности в контактах с западными, особенно американскими, джазменами. Музыканты, в основном, учились по пластинкам. Вторая важная черта самобытности советского джаза - связь его с театром и песней, которая была подготовлена всем ходом русской легкой музыки, где господствовали водевиль и вокальное искусство. Лишь немногие ансамбли (например, септет Александра Варламова) отклонялись от этого направления, играя чисто джазовую музыку.
В СССР, как и во многих странах, отношение к джазу было неоднозначным. Пролетарский писатель Максим Горький заклеймил джаз в статье "О музыке толстых", опубликованной в 1928 году в газете "Правда". А уж количество грязи, вылитой на головы отечественных джазовых исполнителей Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ), и вовсе было не счесть. Однако джаз выжил и не сломался.
Советский джаз 30-х - 40-х годов - это уникальное музыкальное явление, расцветшее в условиях культурной изоляции и показавшее всему миру, что джазовое искусство вездесуще и что наши музыканты способны играть джаз на уровне мировых стандартов. Так, в 1944 году один из самых знаменитых руководителей джаз-оркестров США Бенни Гудмен со своим коллективом сыграл "Интермеццо" Александра Цфасмана, которое композитор прислал в подарок великому джазмену. Этот пример как нельзя лучше характеризует степень признания советского джаза за рубежом.
Спустя 75 лет после выхода на сцену Капеллы джаз-банда Теплицкого, на этой сцене выступят известные джазовые коллективы и солисты Санкт-Петербурга – народный артист России Давид Голощекин, ансамбль "Саксофоны Санкт-Петербурга" под руководством Геннадия Гольштейна, пианист Юрий Соболев и другие. Вечер проведут Михаил Бялик и Владимир Фейертаг.
Фонтанка.ру