Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus ПЛАТЬЯ НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ ВЫСТАВЛЕНЫ В ЭРМИТАЖЕ (фото)

ПЛАТЬЯ НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ ВЫСТАВЛЕНЫ В ЭРМИТАЖЕ (фото)

1 042

В Государственном Эрмитаже открылась выставка, посвященная одной из самых талантливых русских модельеров рубежа XIX-XX веков Надежде Петровне Ламановой (1861-1941).

Это имя - Надежда Ламанова - сейчас известно только специалистам, а в начале ХХ века было знакомо в России каждому образованному человеку, да и простолюдину тоже. Сочетание слов "платье от Ламановой" звучало так же естественно, как "булки от Филиппова", "фрукты от Елисеева" или "коньяк от Шустова". Как сообщает журнал "Cosmopolitan", поставщица двора Ея Императорского Величества до революции "одевала" царскую семью, аристократический и артистический бомонд, лучшие спектакли Художественного театра. После революции она не только конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс. Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик. Ее моделями были гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик и Веры Холодной. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле великий французский кутюрье Поль Пуаре. Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: "та богиня мраморная - нарядить от Ламановой". "Богиня мраморная" прожила большую, счастливую и драматическую жизнь. Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже.

Надежда родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шузилово под Нижним Новгородом в семье полковника Петра Михайловича и его супруги Надежды Александровны Ламановых. Она была старшей среди пяти дочерей и, окончив восемь классов гимназии, вынуждена была (родители рано умерли) забыть на время о дворянских амбициях и поступить в московскую школу кройки и шитья О.А.Сабуровой. Успешно проучившись два года, Ламанова перешла на работу "по найму" моделистом в мастерскую Войткевич. Благодаря своему выдающемуся таланту она быстро становится ведущим закройщиком в мастерской. Московские модницы того времени говорили: "Шить теперь надо только у мадам Войткевич - там есть одна новенькая закройщица, мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится как из Парижа".

В 1885 году Ламанова открыла собственную мастерскую на Тверском бульваре. Выдающиеся красавицы того времени мечтали, чтобы их "портретировал" лучший художник Валентин Серов в платьях лучшей портнихи Надежды Ламановой. В ней самой было многое от живописца. Прежде чем начать работу, она долго изучала "натуру", а потом творила из тканей, как художник красками.

Публикации в советской печати о том, что Надежда Петровна с радостью приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию, конечно, не соответствуют действительности. После большевистского переворота она потеряла все. Она потеряла большое состояние, имение, свой модельный дом с замечательно удобными закроечными столами из липы, своих многочисленных работниц, свою выдающуюся клиентуру, состоящую из цвета русской нации.

В преклонном возрасте жизнь ей нужно было начинать сначала. Выжила Ламанова благодаря театру (как мощному орудию пропаганды, театрам советская власть умереть не дала) и благодаря своей недюжинной воле. Кроме того, жены и дети большевистской знати хотели прилично одеваться, чтобы "не срамиться перед лицом мировой реакции". С 1921 года она работала в театре Вахтангова.

После введения нэпа Ламанова обратилась к министру культуры Луначарскому с предложением о создании Мастерской современного костюма. Перед Ламановой стояла задача создать рабоче-крестьянскую моду, и она с ней справилась, проявив колоссальную изобретательность, учитывая послереволюционную разруху, используя самые дешевые, простые и грубые материалы.

В 1925 году модели Ламановой (без нее самой) отправились в Париж на всемирную выставку. Платья Ламановой, представленные на выставке с полагающимися аксессуарами - обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша, - соперничали с одеждой лучших французских Домов. Она получила Гран-при "за костюм, основанный на народном творчестве".

В Государственном Эрмитаже хранится богатая коллекция костюмов конца XVII- начала XX веков. Костюмы из музейной коллекции демонстрировались на выставках "Костюм Серебряного века", "Николай и Александра", "Чарльз Фредерик Ворт". Череду "костюмных" экспозиций продолжает выставка, посвященная творчеству Надежды Ламановой, которая продлится до 9 сентября.

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях