В Питере создана комиссия по автомобильным пробкам. Как интересно-то! До сих пор в нескончаемой вендетте города и автомобиля пробки были на третьем плане. Шум и ядовитые выхлопы травят горожан и разрушают здания — плохо. Колдобины на дорогах сокращают жизнь автомобиля — плохо. А с пробками в Питере, похоже, такой определенности нет. Для тех, кто несет ответственность за движение в городе, они, похоже, имеют знак «плюс», а не «минус».
В мире борются с этим явлением в основном двумя способами: оперативно информируют водителей о возникновении препятствий и возможных путях объезда и сооружают транспортные развязки в разных уровнях. А у нас?
О пробках изредка вещает радиостанция «Балтика».
В последние 5 лет непосредственно для ликвидации пробок было успешно построено только одно сооружение — Ушаковская развязка. Очень мало для нескольких десятков пробок в многомиллионном городе.
Можно упомянуть еще три «вертикали»: крестовидные пешеходные переходы под пересечениями улиц Ивановской и Бабушкина, под Лесным проспектом и Кантемировской улицей, под площадью Труда. Однако во всех этих местах пробки сохранились. Площадь Труда, на мой взгляд, стоит отметить как крупную градостроительную неудачу. Пешеходов там как не было, так и нет и в обозримом будущем не предвидится. И помпезным помещениям под магазины в отделанном полированным гранитом переходе, вероятно, суждено стоять пустыми.
В предыдущие 2 — 3 года противостояли два примерно равных по стоимости проекта: Западный скоростной диаметр (ЗСД) и восточное полукольцо от КАД. ЗСД мог бы справиться с вполне конкретными трудностями. Реальным бы стало исчезновение пробок на Ленинском проспекте, Краснопутиловской улице, Приморском проспекте и на мостах Лейтенанта Шмидта, Тучковом, Дворцовом. Удобство ЗСД для проезда было очевидным, но выбрана была КАД.
Директор ее строительства Е. И. Тратников сообщает всего лишь о ликвидации двух пробок: перед железнодорожным переездом на Всеволожскую трассу и на Рябовском шоссе. Тут следует отметить, что эти два места собственно не КАД, а выезды из города, движение по которым идет перпендикулярно к кольцевой.
В Петродворце проведена высококачественная реконструкция четырехполосной дороги Блан-Минельская — Озерковая длиной примерно с Невский. Но транзитный транспорт предпочитает ехать по Красному проспекту с не таким хорошим покрытием, потому что он прямой. Интенсивность движения по Озерковой — 20 машин в час, а в километре от нее в Английском парке выстраиваются автомобильные очереди перед ж.-д. переездом. Оказалось, что Петродворцу эта четырехполосная дорога практически не нужна.
Итак, серьезной борьбы с пробками в Питере не велось и не ведется. Осмелюсь высказать предположение, что это вполне осознанно. Одно из ярких подтверждений тому можно найти, наблюдая постоянную пробку на ул. Шкапина. Там четырехполосный поток машин пытается втиснуться в две уже забитые транспортом полосы на набережной Обводного канала. Ситуация, однако, создана чисто искусственно. От ул. Шкапина отходит к площади перед Балтийским вокзалом четырехполосный Библиотечный переулок. Но путь к площади через него запрещают 4 дорожных знака...
Если комиссия по пробкам не считает, что они нужны для престижа города (!), и расценивает их как зло, то она могла бы продемонстрировать свою ориентацию на ул. Шкапина — наконец-то ликвидировать там многолетнюю пробку. Это не весь Питер, конечно, но и затраты ничтожны: всего-то убрать несколько дорожных знаков.
В заключение хотелось бы помечтать. Не редка ведь ситуация, когда в триаде заказчик-исполнитель-потребитель, как и в старые времена, 1-й не есть 3-й. Что если предоставить возможность высказаться потребителю раньше, чем заказчик выдаст заказ исполнителю? По нашей теме это могло бы выглядеть как выборочный опрос среди миллиона питерских автовладельцев: сколько раз в неделю вы будете пользоваться КАД, ЗСД, тем и другим?