Жители города жалуются, что больше месяца ждут оплаты больничных от Фонда социального страхования. Там кивают в сторону недобросовестных работодателей, которые подают документы в ошибками и не занимаются их исправлением.
Лучше не болейте. Переход Петербурга на новый механизм оплаты больничных не задался
Не лишние деньги. В задержках выплат по больничным в Петербурге обвинили невнимательных работодателей
Петербуржцы массово жалуются на задержки выплат по больничным, которыми с 1 января оперирует региональное отделение Фонда социального страхования (ФСС). Горожане ждут денег более месяца в безвестности, потому что дозвониться до управления им не удается из-за перегруженности линии. «Деньги есть», - уверяют в ФСС, а проблемы лежат на совести безответственных работодателей. Предполагается, что работа системы наладится в марте.
С 1 января 2021 года Петербург подключился к проекту по выплатам пособий территориальными органами ФСС «Прямые выплаты». Город, наряду с Москвой, стал одним из последних регионов, которые перешли на эту систему. Теперь работодатель должен выдать сотруднику пособие по временной нетрудоспособности только за первые три дня, оставшуюся часть - выплачивает фонд. Деньги должны поступить на карту платежной системы «Мир», но часть петербуржцев их так и не дождалась.
«Выплату на карту «Мир» я жду уже месяц. С 18 января. Работодатель свою часть больничного оплатил. Дело за ФСС», - пожаловался читатель «Фонтанки» Андрей. Он оказался далеко не одинок в своем несчастье. Горожане забрасывают негативными отзывами страницу регионального отделения фонда в Сети.
«Я не могу получить свой больничный по уходу за ребенком! Мне выплатили 4682 руб, а с остальными - тишина. А там 7000 где-то! Хочу напомнить,что я являюсь матерью-одиночкой двух маленьких детей и эти деньги мне не лишние», - пишет на портале на сайте вашконтроль.ру Евгения.
«10 дней дают на перевод денег с момента, как заявление поступит в ФСС. В середине января заявление поступило и больничный обработан, но денег так и нет, а сам больничный закрыт 16 декабря 2020 года. Это просто издевательство», - возмущается Наталья.
«Месяц пытаюсь получить оплату по больничному листу. Дозвониться крайне сложно, но, когда пойдет кровь из ушей от фоновой мелодии, вам наконец ответят», - иронизирует Сергей.
«Фонтанка» тоже попыталась дозвониться на горячую линию петербургского отделения ФСС по вопросам прямых выплат и не услышала в трубке даже гудков. По общему телефону автоответчик предупредил, что специальная линия загружена и посоветовал отправить вопросы на электронную почту pv@ro78.fss.ru.
Массовость обращений может натолкнуть на мысль, что у фонда закончились деньги на выплату больничных, но в региональном отделении категорически отвергли эту версию, обвинив в задержках недобросовестных работодателей.
«Разговоры о том, что у ФСС закончились деньги – фейк! У ФСС достаточно средств для своевременной и полной оплаты всех пособий», - заверила «Фонтанку» заместитель управляющего городским отделением ФСС Софья Талантова.
По ее словам, в «прямых выплатах» деньги работодателя уже не задействуются. Теперь он обязан сформировать комплект документов (реестр), подтверждающих право на выплату, и направить его в фонд в течение пяти дней после получения заявления сотрудника. Но также он должен проследить, чтобы бумаги были оформлены и переданы без ошибок. По версии фонда, именно в этом кроется основная причина катастрофических задержек. «Все петербуржцы, работодатели которых добросовестно исполнили свои обязанности, выплаты получили вовремя», - отмечает Талантова.
Получив документы, отделение фонда должно в течение 10 дней рассмотреть их и решить вопрос о выплате пособия. Если в реестре есть ошибки или документы были предоставлены не полностью, ФСС извещает об этом работодателя. Отследить это можно в личном кабинете страхователя. На ответ ему дается пять дней.
Горожанам предлагают самостоятельно проверять статус выплаты пособия через мобильное приложение «Социальный навигатор» или личный кабинет застрахованного. Авторизоваться там можно по логину и паролю от профиля на сайте Госуслуг. Если в документах была допущена ошибка, статус заявки изменится на «извещение сформировано». Если обращению вообще не присвоен статус, значит, работодатель не передал реестр по сотруднику в ФСС. Подробная информация со значениями всех возможных статусов опубликована на сайте петербургского отделения.
При этом на сайте вашконтроль.ру встречаются жалобы, когда статус заявки изменен на «выплачено», но деньги не поступают. Выяснить, на каком этапе произошла ошибка трудно из-за загруженности телефонов ФСС, а на запросы в личном кабинете, судя по отзывам, ответы приходят не достаточно оперативно. В петербургском отделении в таком случае советуют оставить голосовое сообщение с заявкой на обратный звонок по телефону электронного секретаря (313-76-50) и обещают перезвонить. Почти все субъекты страны перешли на «Прямые выплаты» ранее. С учетом их опыта в ФСС Петербурга уверены, что градус напряжения по этому поводу снизится уже в марте и ситуация нормализуется.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру».