Погоду на майских Петербургу не обещают, но массовый исход петербуржцев неизбежен. «Фонтанка» рассказывает, по каким дорогам стоит ехать, а где точно придется стоять.
Редакция изучила двенадцать основных направлений, по которым за световой день можно доехать до места назначения, сменив привычный пейзаж городских джунглей. Это три классических финских погранперехода, два пути эвакуации в Карелию, три дороги в Эстонию, одна из которых открывает путь к более долгому путешествию в большую Европу, две — в хлебосольную Латвию, и две – в солнечную Белоруссию, где, говорят, креветки и мидии уродились нынче не хуже, чем в Нормандии.
Если сузить задачу, можно говорить о шести главных дорогах, ведущих прочь от петербургских болот: о «Скандинавии», «Сортавале», Мурманском, Московском, Киевском и Таллинском шоссе. Но в каждом из вариантов кроются маленькие хитрости, позволяющие нам более или менее успешно избежать неприятностей. А главная беда любого искателя майского отдыха — это, разумеется, пробки.
В любом случае необходимо помнить о ремонте северной части КАД — там оба потока пускают по внешнему кольцу. Пока закрыты съезды на Выборгское шоссе, но вот-вот их обещают открыть. Традиционные пробки на обеих дорогах вдоль залива в сторону Зеленогорска.
Суоми
Путешественники в Финляндию, разумеется, выберут один из трех широко известных пунктов пропуска, большая часть пути к которым пройдет по «Скандинавии». Кто еще не ездил, докладываем: до Огоньков теперь идет шикарная шестиполосная дорога. Дальше все как обычно — с лихачами на встречке и прижимающимися к обочине вежливыми фурами.
Особых ремонтов там не предвидится, хотя дорожники уже начали предварительные работы по расширению дороги за Огоньки. Росавтодор говорит о небольшом ремонте моста за Выборгом в сторону Торфяновки, финны периодически латают вдоль Сайменского канала к Брусничному (кстати, там есть реальный шанс немного постоять перед разведенными мостами, пропуская баржи с лесом), но главный треш — в сторону Светогорска. Те, кто недавно ездил, говорят, что прошлогодние ремонты — просто детский сад по сравнению с тем, что развели сейчас. «Реверсивное движение и заторы», — любезно оповещает Росавтодор. «Пробки на километры, и местами тупо нет дороги», — говорят те, кто ездил там на прошлой неделе.
Но, строго говоря, путей в Финляндию не три (Торфяновка, Брусничное, Светогорск), как полагает большинство петербуржцев, а четыре. В пункте пропуска Вяртсиля очередей практически нет, персонал на границе крайне дружелюбный.
Ехать через Вяртсиля есть смысл в северную Финляндию. Коттеджи там подешевле, их хозяева (по наблюдениям) более дружелюбны. А если пересечь Суоми с востока на запад (с ночевкой на берегу Саймы где-нибудь в районе Йоэнсуу или Париккалы) и доехать до Васы, то малознакомые русскому туристу паромы доставят до пасторальной части Швеции, Вестерботтена, всего за 75 евро туда-назад вместе с машиной. Это путь, разумеется, не для любителей вульгарных шашлыков, а утонченных ценителей нетронутой северной природы и незамысловатого скандинавского быта.
В любом случае такой маршрут будет омрачен, с точки зрения дороги, двумя вещами: прекрасное и идеально ровное шоссе «Сортавала» рано или поздно упирается в многолетнюю пробку в районе моста через Вуоксу. На эти майские ремонты сдвинутся чуть дальше — в Приозерск, но радости автомобилистам это не добавит.
Но главное препятствие на этом пути — многострадальный кусок дороги в Кузнечном на границе с Карелией. Если раньше там просто было все плохо с дорогой и ехать быстрее 20 км/ч было равнозначно убийству машины, то теперь там бесконечный ремонт и, разумеется, пробка. Длина печального участка — 18 км. Зато от границы Карелии дорога хорошая, пробок не должно быть. Ближе к Лахденпохье начинаются петли и довольно жуткие «слепые» повороты. Но ехать все же легко и удобно.
Карелия
К слову, по этой дороге не обязательно ехать в Финляндию. На полпути от Сортавалы к Вяртсиля есть замечательная Рускеала, которая вполне и может стать конечной точкой в путешествии, если двигаться дальше надоест. Но цены на ночевку там высоки, да и сервис далеко не финский. Так что сильные духом легко могут преодолеть оставшиеся до границы 30 км по относительно сносной дороге. Пока «Яндекс» не фиксирует там пробки, но Росавтодор предупреждает: минимум на трех участках от Сортавалы до границы будут капремонт и реверсивное движение. Для этой местности это нормально, по весне там дороги часто разваливаются.
Другой вариант для любителей Карелии — традиционное и хорошо знакомое петербуржцу Мурманское шоссе. С ним есть загвоздка: на мосту через Неву затеяли серьезный ремонт. Вроде бы на майские ремонтники обещают снять ограничения, но опытный водитель знает цену таким обещаниям и в любом случае заложит время на то, чтобы немножко постоять в пробке, любуясь прекрасными видами на главную реку нашего города в непривычном пейзаже, пытаясь представить, как выглядели набережные Петербурга до Петра I.
Еще один ремонт на майские ожидается на 17-километровом участке за Синявино, но там планируется только снижение скорости, а не реверсивное движение, так что это вряд ли надолго. Вообще, в Северо-Западном Росавтодоре говорят, что поставили перед руководителями подрядных организаций задачу с 17:00 30 апреля до утра 13 мая минимизировать, а по возможности снять действующие временные ограничения движения транспорта. В первую очередь их требования коснутся путей к местам боевой славы, а значит, и Синявино, и Дорога жизни к Ладожскому озеру должны быть доступными для автомобилистов.
Прибалтика
Что надо знать о дороге в Таллин человеку, который ни разу туда не ездил? Правильно — бывалые люди знают, что для возвращения на Родину на границу надо записываться. Причем чем раньше, тем лучше. Перед длинными праздниками нередко бывает, что все талоны на удобное время разобраны, и приходится брать что дают.
Пропуск через границу в Нарве, как и принято в средневековом городе, — платный. Стоит 1,5 евро. Столько стоит резервирование места в очереди. Без этого вернуться в Россию тем же путем не выйдет. Вернее, выйдет, но в часы пик это получится лишь с большим трудом и не факт, что в этот же день.
Тому, кто поедет в Эстонию на своей машине впервые, стоит ознакомиться с правилами пересечения границы estonianborder.eu/yphis/page.action?uid=narva-oa-terms. Новичков этот алгоритм может поставить в тупик. Если вы раньше никогда туда не ездили — обязательно прочитайте.
Аналогичная история с двумя другими пунктами на эстонской границе: Койдула и Лухамаа. По-нашему, Куничина Гора и Шумилкино. Причем на пути назад от Куничиной Горы вас ждет сюрприз уже на нашей стороне: платная дорога. Да, неподготовленного человека, конечно, шокирует, что, едва проехав нашу границу с плакатом «Добро пожаловать в Россию», он упирается в пункт оплаты. Но на Псковской земле сильны традиции, и платить за довольно дурные 23 км дороги до Изборска придется — не разворачиваться же назад в Эстонию. Стоит это сомнительное удовольствие 150 рублей.
Вообще, Куничина Гора — крайне непопулярный пункт пропуска. Как правило, им пользуются те, кто сдуру приезжает в Нарву без талончика и выясняет, что в живой очереди ему ждать проезда часов 8–10. Альтернатива — Шумилкино. Знающие люди говорят, что «там самые бодрые эстонцы». То есть быстрее всех пропускают на границе. Это чуть подальше, но зато по этой дороге гораздо удобнее ехать в Ригу, которая, конечно, может стать прекрасным местом для отдыха на майские праздники.
Все альтернативные пути въезда и выезда в Эстонию — это уже не Таллинское шоссе, а Киевское. И на нем тех, кто редко ездит в этом направлении, ждет сюрприз: реконструкция объезда Гатчины. Как рассказали «Фонтанке» в Северо-Западном управлении Росавтодора, на этом небольшом отрезке дорога сужается — по одной полосе в каждую сторону — и снижена скорость. Как это будет выглядеть на практике, в часы пик, когда весь город выдвинется на природу, рассказывать нет нужды.
Тем, кто решится поехать дальше в Европу, — из Пскова прямой путь на МАПП «Лудонка» или, еще лучше, Убылинка (также известна как Пыталово). Это на латвийской границе. Когда смотришь на карту, кажется, что кратчайший путь в Латвию — это Брунишево. Ошибка новичка! Во-первых, он не круглосуточный и закрывается в 8 вечера. Есть шанс не успеть, если не выехать из Петербурга рано утром. А во-вторых, после границы там так себе дорога, гравийная и узкая. Чтобы разъехаться с фурой, придется выезжать на обочину. Так что нет — Лудонка или Убылинка. То есть от Пскова надо ехать на Остров. Там уже привычный для этой местности сюрприз — платная дорога. Стоит 300 рублей. Теоретически до Лудонки можно какими-то огородами проехать бесплатно, но вам, и особенно вашей машине, это не надо.
Но опытные путешественники недолюбливают и эти пункты пропуска. Там, говорят, очень медленные пограничники. Причем и с российской, и с латвийской стороны. И даже если на границе совсем немного — по меркам финских пунктов — машин, простоять можно и три, и четыре часа.
Что еще надо знать про Лудонку и Убылинку: они обе круглосуточные, но на обеих бывают часовые перерывы. Частые путешественники в Финляндию уже забыли про такую опцию, а вот на латвийской границе это все еще в полный рост. Убылинка выгоднее тем, кто собирается на майские в совсем дальнее путешествие — в древние литовские Каунас или Вильнюс, а то и еще куда подальше в Европу. Москвичи ездят в Прибалтику через четвертый латвийский пункт пропуска — Бурачки, но нам туда совсем не надо.
В целом читатели «Фонтанки», по несколько раз в год ездящие в Прибалтику на машинах, говорят, что пользоваться латвийскими пунктами пропуска не стоит. Самый простой путь даже в Калининград — через Нарву: смысл в том, чтобы как можно быстрее выехать в Евросоюз, где дороги и лучше, и бесплатные, в отличие от Псковской области. Возвращаться, говорят, проще через Шумилкино — там легче взять талон в очередь, чем в Нарве, а дорога до Пскова и E-77 до границы ничем не хуже (а в чем-то и получше) Таллинской трассы. Росавтодор пока не сообщает о каких-то серьезных препятствиях на прибалтийских направлениях. Ремонтируют мост через реку Кебь в районе Пскова, но это сущие мелочи.
Тем же, у кого нет шенгена, можно метнуться в Белоруссию. В Минск через Долосцы (платная дорога) или Витебск через Невель. Лучше через Невель. Дороги, говорят, там неплохие, никаких апокалипсисов Росавтодор на майские не обещает.
Денис Лебедев,
«Фонтанка.ру»