ОСОБОЕ МНЕНИЕ / Надежда Кеворкова

04.03.2018 13:20
7

Прилепин едет по Кавказу

В 40-минутном документальном фильме «Записки о горных нравах» «русский мир» в лице Захара Прилепина представляет, как Кавказ повлиял на Пушкина и Лермонтова, а заодно и как сам этот мир отразился на Расуле Гамзатове и Коста Хетагурове.

Захар Прилепин – писатель, телеведущий, многодетный отец, омоновец, ветеран-контрактник чеченских войн и действующий офицер в собственном отряде в Донбассе. В 2000-2011 лимоновец и оппозиционер, с 2012 года уклонист в сталинизм, а с 2014 года «с властью разногласий не имеет».

В фильме он главный герой и ведет повествование, перемещаясь со съемочной группой из Ставрополя в Дагестан, Осетию и Чечню.

Если б не Прилепин, то говорить было бы не о чем. А так получилось краткое пособие, как именно большой «русский мир» воспринимает Кавказ и как следует воспринимать писателя на Кавказе.

На премьере фильма в Министерстве культуры (Прилепин – член общественного совета министерства) съемочная группа дважды поблагодарила ФСБ, без опеки которой, по их словам, съемки не состоялись бы.

Ничто в дальнейшем не раскрывает, зачем нужно было участие «прекрасных и веселых», по словам Прилепина, «парней из ФСБ»: перед зрителем покорный и покоренный Кавказ, курорты, музеи, лужайки, разрушенные селения. Видимо, так и следует воспринимать: «русский мир» на Кавказе – это когда за спиной у тебя «веселые парни из ФСБ».

Авторы фильма устами писателя совершают литературное открытие на базе физиологии.

Оказывается, главное отличие восприятия Кавказа Пушкиным и Лермонтовым в том, что Пушкин посещал курорты из озорства, а Лермонтов – по болезни.

Короче говоря, Лермонтов все так мрачно описал потому, что маялся животом.

Этой теме посвящен целый монолог Прилепина. Так что даже закрадывается беспокойство, все ли хорошо с ним самим, когда он без тени улыбки рассуждает о болезненности Кавказа вообще и Лермонтова в частности.

А русские, выходит, принесли на Кавказ здоровье, научили неразумных горцев пользоваться серными и кислыми водами. Даром что на Кавказе ими пользовались за тысячу лет до империи.

Авторы фильма вкладывают в уста главному герою цитату Николая I о том, что стихи на смерть Пушкина мог написать разве что помешанный.

Видимо, когда у вас премьера в Министерстве культуры, попечители из военно-исторического общества, а опекуны из ФСБ, то укорять власть сродни безумию.

Так и Николай I считал, подозревая в помешательстве Лунина, Чаадаева, Лермонтова, славянофилов и западников. Батюшков в самом деле сошел с ума в это правление, а Гоголь балансировал на грани.

С особым чувством Прилепин цитирует письмо Лермонтова о сражении при Валерике в 1840 году: русских 2000, горцев имама Шамиля 6000, русских убито 330, горцев 600.

С этой статистикой не все так просто.

Командовавший русскими генерал Галафеев рапортовал о 150 убитых.

Первый биограф Лермонтова Павел Висковатый («Михаил Юрьевич Лермонтов», 1891 год) и чеченский историк Далхан Хожаев («Чеченцы в русско-кавказской войне, 1998 год, убит в селении Валерик в 2000) указывают, что Галафеев приврал, соотношение сражавшихся было иным – горцев от силы 3000, из которых едва ли 300 -500 опытных бойцов, а у русских – 5500 человек.

Да и большинство историков указывают, что чеченцы не оставляли убитых на поле боя.

Командующий кавказским корпусом генерал Головин признавал «существенные потери» вопреки первоначальным победным реляциям.

Советская историография (в частности Николай Кровяков в книге «Шамиль», 1940) уверяла, что горцы это сражение выиграли.

Интересная статистическая традиция. Многое напоминает в сегодняшнем способе подсчета.

Всю кавказскую войну в фильме именуют «антироссийским движением горцев», а отношения чеченцев и русских, согласно авторам, насчитывают пять веков.

С точки зрения горцев, это пять веков завоеваний и оккупации.

Авторы же едут дальше, не особо задумываясь об акцентах.

Как известно, из этого исторического тупика можно было выйти лишь большевистским способом: именовать всю историю до 1917 года несправедливым завоеванием и предложить горцам начать новую историю с чистого листа.

Не получилось – сначала этому положил предел сталинизм с его колхозами, голодом  и депортацией народов. А продолжили две постсоветские чеченские кампании.

Вот таким символом покорения Кавказа бродит неулыбчивый Захар Прилепин – то на речку посмотрит, то вперит свой взор в горы, то Печориным глядит, то по-пушкински напоминает: дрожи, мол, Кавказ, идет, мол, Ермолов. И все это под оглушительную бравурную музыку.

В доме отца Расула Гамзатова в горном аварском селении Цада речь идет о том, что вся страна знает песню «Журавли» на его стихи. Пригодился дагестанец советской империи.

В осетинском селении же Коста Хетагурова и вовсе не о чем говорить – одни руины. Не вспоминать же, что Коста не хуже Анны Политковской вел перечень бесчинств царской администрации, да и самого его ссылали и уморили.

Как повлиял Кавказ на Пушкина или Лермонтова, так и неясно, кроме того что оба  стреляли в горцев.

Вот и Прилепин как бы в том же ряду – намекает, что прежде бывал он тут «с иными целями».

Ни слова о том, что Пушкин и Лермонтов, подневольные, поднадзорные, ссыльные, хоть и врагами сюда приезжали, но поэтическая душа отзывалась прежде на дух свободы и воли, который во всей империи только здесь и оставался.

И нет у них ничего общего с омоновцами и контрактниками.

Но мрачный постсоветский человек ищет на Кавказе подтверждения того, что «мы их сделали».

«Мы», Пушкин, Лермонтов, Прилепин.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (7)

- Скажи, гадалка, когда я умру?
- Вы, ВладимВладимыч, умрёте в большой праздник.
- В какой? Говорите яснее!
- А в любой. Когда умрёте - тогда и будет большой праздник!

Oleg_I
Автор, если вы сами плохо понимаете за историю, то зачем все это писать? Например, этот самый бой на реке Валерик, в котором Лермонтов принимал непосредственное участие. Как вы сами-то думаете, кому было лучше известно про соотношение сил и потерь - Лермонтову и его командиру Галафееву, или некоему чеченскому "историку" - а правильнее сказать - командиру бандформирований Далхану Хожаеву, другу боевика и террориста Ахмеда Закаева, жившему 200 лет спустя. Причем Лермонтов описывал сражение в частном письме - в отличие от рапорта начальству, врать смысла не было ни малейшего.
А говоря о переселении народов - делайте ссылочку, чем оно было вызвано. Массовым предательством, когда на стороне гитлеровцев воевало этих прекрасных вольных горцев воевало больше, чем на стороне Красной армии.

Vlad007
Статья была бы более уместна после выхода документального фильма в широкий прокат или на экраны ТВ. Невозможно и неприлично обсуждать то, что никто не видел!

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор