В интервью изданию Uusi Suomi молодой политик, чья партия занимает 10% в парламенте Аландов (3 места из 30), заявил, что в автономной островной провинции Финляндии тоже следовало бы поднять вопрос о суверенитете на народном голосовании. Однако Йонссон подчёркивает, что референдум возможен только лишь в том случае, если его одобрит парламент большинством голосов. «Это единственный правильный путь, – уверен глава партии Ålands Framtid. – Процесс должен быть демократическим».
В последние годы поддержка этой партии оставалась на уровне 10%, но, по словам Йонссона, идея независимости поддерживается в какой-то мере и другими партиями, хотя и не входит в список приоритетов. По оценкам политика, на данный момент идею независимости поддерживают 20-30% аландцев. При этом Йонссон приводит пример Каталонии и Шотландии: когда в 2014 году перед референдумом начались разговоры о будущем, люди задумались и в итоге сторонников независимости стало больше.
Разговоры о независимости автономных регионов вновь стали актуальны после того, как Каталония 1 октября организовала референдум, который власти Испании признали незаконным, что привело к серьёзным столкновениям. Подробнее.
Главной причиной, почему Аландские острова должны быть независимыми, Йонссон называет язык. Это единственная провинция в стране, где только один официальный язык – шведский. И, несмотря на то, что официально в Суоми два языка, «Финляндия практически становится одноязычной страной, и всё реже финн говорит по-шведски», убеждён политик. По мнению Йонссона, как небольшое независимое государство Аланды могли бы создать своё собственное будущее, как другие микро-государства. «Аландским островам и Финляндии лучше строить отношения как хорошим соседям, а не как ссорящимся супругам». Лидер партии верит также и в то, что Аланды смогут быть экономически самодостаточными за счёт морской индустрии, хотя сейчас эта провинция Финляндии получает множество льгот.
Аландские острова – автономная провинция Финляндии, которая находится в Балтийском море на входе в Ботнический залив, между Швецией и Финляндией. Население – 29 тыс. человек, 11,5 тыс. из которых живут в столице Мариенхамн (это единственный город архипелага). 91% местных жителей говорят на шведском. На островах существует местное гражданство и свой парламент. Провинция носит статус демилитаризованной зоны. Аландцы освобождены от службы в финской армии.