18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:04 26.09.2018

Особняки — художникам, казармы — программистам

Смольный конкретизировал объекты, которые готов сдать за рубль. Но сразу пригрозил, что по этим коридорам должны сновать дизайнеры, художники, а быть может, и поэты. Иначе — расторжение договора.

Особняки — художникам, казармы — программистам

Иван Анишев/ДП

Совет по инвестициям одобрил концепцию развития креативных пространств, которую придумывали четыре года. В 2017 году компаниям предложат арендовать и взять в концессию особняки в центре города «за рубль». Чиновникам грезится, что через 13 лет доля «творческой экономики» в валовом региональном продукте достигнет 12%, но их пыл остужают эксперты-скептики.

На Совете по инвестициям, состоявшемся в Смольном 24 ноября, профильный комитет назвал здания, список которых анонсировал еще на Инвестиционном форуме в октябре. Предполагается, что любая компания сможет арендовать или взять в концессию городскую недвижимость за минимальную арендную плату при условии, что больше 70% площадей должны занимать компании из сферы дизайна, медиа, культуры и искусства или цифровых технологий. Если число творческих резидентов будет ниже установленной планки, арендатор лишится всяческих льгот и арендная ставка тут же поднимется до среднерыночной.

Об этом на сегодняшнем Совете по инвестициям рассказала глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк. И тут же напоролась на радикальную позицию губернатора Полтавченко. «Если таких арендаторов менее 70%, надо прекращать договор аренды», – отрезал градоначальник.

В списке зданий, которые предложат бизнесу, пустующий много лет особняк Игеля на Каменноостровском проспекте, 58-60; два корпуса в Апраксином дворе – 54 и 55; обещанный музею ВООПИиК дом Брюллова на Кадетской линии, 21; заброшенное здание на Курской улице, 11; постройка на проспекте Елизарова, 45, и заколоченная казарма на улице Восстания в Кронштадте.

Требующие реконструкции и капремонта дома компании смогут арендовать в рамках концессионного соглашения с минимальной ставкой аренды на время работ. Для построек в удовлетворительном состоянии предусмотрена возможность аренды «за рубль». Однако введения этого механизма придется подождать – для этого необходима корректировка законодательства.

С идеи развития креативного кластера началась смольнинская карьера Ирины Бабюк. Возглавив ведомство в 2012 году, она заявила о создании пилотного проекта в одном из трех мест: в освобождающейся тюрьме «Кресты», в канатном цехе завода «Красный гвоздильщик» по соседству со знаменитой водонапорной башней эпохи конструктивизма, либо на территории Адмиралтейства и Летнего сада в Кронштадте.

Кластер, по словам Ирины Бабюк, должен был наполниться офисами архитектурных и дизайнерских бюро, веб-мастерских и таким образом стимулировать экономическое и туристическое развитие города. Смольный выплатил консалтинговой фирме «Пирс энд Кларк» 1,7 млн рублей за создание финансово-экономической модели будущего креативного кластера, но результаты горожанам так и не продемонстрировали.

Сначала трудности возникли из-за того, что затянулась передача «Крестов» из федеральной собственности в городскую. Потом выяснилось, что «Красный гвоздильщик», как и предложенный консультантами завод «Красное знамя», находится в частной собственности. В итоге к 2016 году нашелся инвестор только на Петровский док в Кронштадте. По словам собеседников «Фонтанки», средства на создание петербургского музея Васа может выделить «Газпром».

В 2013-м у комитета родилась идея превратить в креативный квартал отчаянно нуждающийся в реконструкции Апраксин двор. Концепцию за 200 тысяч рублей подготовил москвич Тимур Башкаев. Но и эта идея не состоялась. А через год Смольный благосклонно взглянул на «Студию 44», чей глава Никита Явейн предложил отдать 30% зданий под апартаменты для привлечения инвесторов. Эту затею тоже пока не утвердили, споткнувшись о критику губернатора

Последние четыре года петербургские компании ждут от Смольного льгот и помощи в развитии креативных пространств. Точнее, уже не ждут, а наблюдают за ежегодными дискуссиями, сбившись со счета обещаний. На октябрьском инвестиционном форуме президент ассоциации «Центр развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков констатировал: «Хорошие спикеры уже устали ходить на такие мероприятия». И оказался пророком — на следующую встречу 10 ноября, организованную комитетом по туризму, не пришли даже сами представители Смольного.

В разговоре с «Фонтанкой» Дмитрий Мильков признает, что город творческие компании все-таки поддерживает — грантами, субсидиями, госзаказами — но делает это точечно, а для  продуманной политики и стратегии у Смольного пока нет базы.

«Сфера творческих индустрий ни де-юре, ни де-факто не определена однозначно. Я не раз слышал от российских чиновников, что отнесение к этой сфере разработчиков электронных игр — вопрос спорный, хотя, к примеру, в скандинавских странах эта индустрия считается локомотивом креативной экономики», – говорит Дмитрий Мильков.

Вдобавок в Петербурге не проводилось серьезных исследований рынка, мониторинга его развития. В Европе или Китае развитие творческой индустрии начинается с создания экспертных общественных советов из международных консультантов, игроков рынка. Они дают рекомендации по поддержке сферы, помогают разрабатывать «дорожные карты». Затем — создается государственное агентство или предприятие, которое целенаправленно эти меры реализует, учитывая международный опыт, описывает схему Дмитрий Мильков. В Петербурге пока даже сформированного экспертного сообщества нет.

Более того, для активного развития творческого кластера город должен стать посредником между производителями продукта и его возможными потребителями, отрабатывая схемы экспорта, уверен Святослав Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики.

«В этих условиях велика опасность, что поддержка творческих индустрий выродится в поддержку крупных игроков — уважаемых мною Евгения Финкельштейна, «Ленфильма», – сомневается Мильков. – А в таких мерах остро нуждаются и микро-, малый и средний бизнес».

«Прежде всего нужен системный анализ: кто является субъектом креативной экономики и почему. После необходимо выделить в существующей структуре деятельности (крупный, средний бизнес и массовый рынок) сегменты, в которых есть запрос на креативные продукты и услуги и перенастроить эти запросы с импорта на потребление собственного продукта», – говорит Мурунов, а глава ассоциации мелких компаний Мильков добавляет, что любая поддержка города – уже хорошо.

Для развития творческих компаний нужны налоговые льготы, креативные кластеры, где они могли бы работать совместно, информационная поддержка и реклама от продуктов и услуг до фестивалей и культурных событий. А кроме того, изменение имиджа Петербурга с «города-музея» на город разнообразного досуга от участия в клубной и фестивальной жизни до доступа к рынку произведений искусства.

Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...