Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Украина: война натюрмортов с перформерами (видео)

Украина: война натюрмортов с перформерами (видео)

603
Илья Трусов
Источник:

Украинская художница с грузинскими корнями Алевтина Кохидзе провела в Эрмитаже перформанс «В Африку гулять/Об Украине в рамках закона Российской Федерации». В атриуме Главного штаба, где разворачивается европейская биеннале современного искусства «Манифеста-10», за десять минут до начала акции не остается свободных кресел.

Сегодня Украина выбирает парламент. Накануне выборов украинская художница с грузинскими корнями Алевтина Кохидзе провела в Эрмитаже перформанс – пресс-конференцию «В Африку гулять/Об Украине в рамках закона Российской Федерации».

«Я буду говорить о войне», – произносит художница. В атриуме Главного штаба, где разворачивается европейская биеннале современного искусства «Манифеста-10», за десять минут до начала акции не остается свободных кресел. На сцене вместо одного микрофона для спикера – три.

Источник:

- Алевтина, Крым ваш? – звучит из зала вопрос.

– Крым мой, – медленно, будто отделяя слова друг от друга, отвечает Алевтина Кохидзе. За ее спиной – постер в человеческий рост с надписью «Медиатор». Затем она делает шаг к другому постеру с надписью «Турист», и говорит: – Крым мой. И твой. И ничей, как звезды. Когда Крым выстрелил, мы так это говорим в Украине, – «выстрелил» – я с трудом могу вспомнить, что со мной происходило, – продолжает художница, перейдя к третьему постеру, на котором изображен «Борец с электричеством». – Я помню, я сидела в своем доме с белыми бумажками, маленькими белыми бумажками в руке. И вспоминала, что когда было. Когда Парубий (Андрей Парубий, руководитель самообороны майдана. – Прим. ред.) звал всех на мирные выходы. Это было 17 февраля. А 18-го я была на Арсенальной. Летели гранаты. А 19-го уже очень много людей погибло. А 20-го они все еще гибли. И уже было известно, что 100 погибло. И 3 тысячи человек были ранены. И мы стали ездить по госпиталям, помогать им. А потом 22-го, если не ошибаюсь, было соглашение, и Янукович ночью уехал. А 23-го был подан тот законопроект об отмене региональных языков. И вот тогда Крым выстрелил...

Я точно помню, что 4 марта тот законопроект об отмене региональных языков был не рассмотрен украинским парламентом. Вы знали об этом? Вам обязательно нужно об этом посмотреть больше информации. Когда происходят такие сложнейшие ситуации, все нужно чувствовать кожей. Помнить все запахи и что с тобой происходило. Иногда можно делать исключения и обращаться к своим страницам на «Фейсбуке».

Художница Алевтина Кохидзе – маленькая женщина, похожая на учительницу английского из пансиона для девочек. В ее репликах чувствуется акцент, а строение фраз выдает привычку к английской устной речи. Сегодня она – «турист», «медиатор» и «борец с электричеством». Именно с этих трех позиций она отвечает на острые вопросы об Украине, которые ей, украинке по рождению и активной участнице акций протеста на майдане зимой 2013/14 года, задавали незнакомые люди по электронной почте и друзья из разных стран мира – в лицо. Вопросы коллекционировались. Затем Кохидзе выбрала 20 из них для своей акции.

Все три ипостаси спикера представлены в виде нарисованных Алевтиной Кохидзе картин с подписями, кто есть кто. На шее «туриста» – фотоаппарат, в груди «медиатора» – холодное синее сердце, на лице «борца» – слезы. И если с «туристом» и «медиатором» все более-менее ясно, то личность «борца с электричеством» требует пояснений.

«В России были времена, когда люди сражались с солнцем, – говорит художница. – И поставили пьесу «Победа над солнцем». Победить солнце очень просто. Надо всего лишь включить настольную лампу, найти замену солнечному свету. Спустя 10 лет появилось телевидение и Интернет. И люди стали узнавать о вещах драматических и страшных по экранам айфонов, не присутствуя там, где эти события происходят». Чтобы победить «электричество», из-за которого стала возможна жесточайшая информационная война, надо быть свидетелем, почувствовать происходящее кожей. Для этого и нужен «борец с электричеством».

«Борец» в исполнении художницы узнает подробности сегодняшней ситуации на Украине от матери Алевтины Кохидзе, которая живет в Ждановке Донецкой области, прячется от артобстрелов в подвале, а когда в поселке нет связи, звонит дочери с кладбища. Кладбище в трех километрах от Ждановки – единственное место, где связь более-менее стабильна.

Однако уже к середине акции становится очевидно, что ответов с этой позиции, самой тяжелой, гораздо меньше, чем реплик холодного наблюдателя «медиатора» и даже легкомысленного «туриста».

- Верите ли вы, что Россия замешана в дестабилизации ситуации на юго-востоке Украины и незаконных поставках оружия?

– У меня есть подозрения даже в более серьезных вещах, – говорит Алевтина Кохидзе. За ее спиной – нарисованный «турист». – Когда я приехала в Петербург в июне, художница Александра Пиричи проводила свои акции «Мягкая власть» у памятников Петру I и Екатерине II. И вот во время одной мое внимание привлекла пара – пожилая женщина и девочка лет пяти. Девочка сказала: «Бабушка, а что раньше было в этом здании?» И показала на Конституционный суд России. «Раньше там собирались русские мужи, – ответила женщина. – И думали, какие еще земли следующими завоевать». И дальше она не сказала ничего. Не говорит, что так делать плохо. Или что сейчас русские мужи так не делают.

В атриуме становится очень тихо. Идет десятая минута акции. Нехитрая фраза, подслушанная в толпе, по сути, такой же аргумент, как «сообщение информационного агентства Одна Баба Сказала». Но сейчас эти слова вызывают чувство подавленности, а не желание спорить или шутить.

- В России ходит нехороший анекдот: Россия и США готовы воевать до последнего украинца. Вам смешно? – звучит другой вопрос.

– Чтобы рассмеяться над этой шуткой, надо понять, как Россия и США смотрят на украинцев, – говорит Алевтина Кохидзе, переходя к другому постеру, на котором написано «Медиатор». – Я думаю, Россия смотрит на украинцев как на натюрморт. Натюрморт – это композиция из неодушевленных предметов. То есть из объектов. А США смотрит на украинцев как на тех, кто исполняет определенную роль в определенном месте. То есть как на перформанс. Чтобы рассмеяться над этой шуткой, надо представить себе, как натюрморты сражаются с перформерами. Вам смешно?

Эта акция, по сути, один большой ответ на выступление Виктора Януковича 28 февраля, когда загадочно исчезнувший из своей страны президент вдруг нашелся в Ростове-на-Дону. Янукович дал там три пресс-конференции: 28 февраля, 11 марта и 13 апреля. Но главной была, безусловно, первая.

Алевтина Кохидзе проводит свою пресс-конференцию «как Янукович». Она заявляет, что хочет, чтобы ее пресс-конференцию показали по российскому телевидению, и чтобы обязательно был повтор. Она отвечает только на те вопросы, которые были ей присланы заранее, причем право задать вопрос есть только у специально подготовленных для этой роли людей в зале. Установленные правила могут нарушаться по желанию спикера. Именно поэтому ответов на многие вопросы с позиции «борца» нет.

- Почему в России нет антивоенного движения? – этот вопрос задают из зала на английском языке.

– Я думаю потому, что русские предпочитают делать вид, что они не знают, что с Украиной идет война, – так же по-английски отвечает художница.

- Почему у вас всегда майданы зимой?

– Очень верное наблюдение, – отвечает «медиатор». – Думаю, весной, летом и осенью украинцы заняты своими огородами. Протестные настроения всегда возрастают после осени.

- Почему вы так плохо говорите по-украински?

– Как это любопытно получилось, – говорит Кохидзе, как будто намеревается избежать прямого ответа. – Первый вопрос был о Крыме, а последний – о языке. Я хочу сама себя похвалить – как здорово. Русский язык – язык украинцев тоже. И не страшно, что я плохо говорю по-украински. Потому что я хорошо говорю по-русски.

Когда акция закончилась, корреспондент «Фонтанки» обратился к Алевтине Кохидзе только с одним вопросом: почему она не увезет мать из Донецкой области, чтобы ей не приходилось больше звонить с кладбища и рассказывать о войне?

– Все мои друзья задают мне этот вопрос, – говорит художница. – Они считают меня ужасной дочерью. Но я уже отчаялась уговорить ее уехать. В Донецке остались самые стойкие. И моя мать не хочет в свои годы стать человеком, который лишился своего дома.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях