Пространный проект, направленный на гармонизацию российского законодательства с требованиями Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, 30 декабря внесла в Госдуму группа членов Совета Федерации.
Поводом для принятия новых мер по предупреждению происшествий стали последние инциденты – унесшая 50 жизней катастрофа Boeing 737 в Казани и выявление фактов фальсификации десятков дипломов о подготовке пилотов в учебном центре «Крылья Невы». Внесенный законопроект предусматривает, что для усиления контроля за процессом обучения экипажей воздушных судов и действиями пилотов в полете на тренажерах и в кабинах самолетов должны устанавливаться видеорегистраторы.
Другая мера серьезно ударит по авиакомпаниям, в первую очередь небольшим. Сенаторы считают нужным запретить эксплуатацию самолетов иностранного производства, поступающих в Россию, со сроком их эксплуатации свыше 15 лет, а более «молодые» воздушные суда должны проходить дополнительные сертификационные испытания (разбившийся в Казани Boeing имел налет свыше 23 лет).
Законопроект обязывает руководителей авиапредприятий иметь специальное высшее авиационное образование и проходить профессиональную подготовку. Также ужесточается ответственность авиакомпаний за нарушение правил безопасности. Например, фальсификация результатов контроля знаний и состояния здоровья авиационного персонала, а также документов о прохождении обучения и опыте работы (налете часов) карается штрафами в сумме до 400 тысяч рублей. До полумиллиона рублей составят санкции за невыполнение требования по обеспечению авиабезопасности, на пять миллионов предлагается штрафовать перевозчиков за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента.
Напомним, что идея устанавливать в кабинах самолетов видеокамеры обсуждается уже более 20 лет. Такое предложение было высказано еще в 1999 году, после загадочной катастрофы Boeing 767 авиакомпании EgyptAir, упавшего в Атлантический океан. Тогда Национальное управление безопасности транспорта США пришло к выводу, что имевший дисциплинарные взыскания второй пилот совершил акт самоубийства – со словами «Аллах акбар» намеренно направил самолет в пике.