Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто «Ленэнерго» и дорожники спорят об изоляторах

«Ленэнерго» и дорожники спорят об изоляторах

168

Дорожники ставят под вопрос выводы экспертизы, проведенной «Ленэнерго» после масштабных сбоев на городских электросетях. Согласно исследованию, выполненному по заказу энергетиков, изоляторы их сетей были не рассчитаны на то, что вблизи высоковольтных линий будет расположены КАД и ЗСД, и всему виной всё же противогололедная смесь. Их оппоненты уверены, что энергетики могли позаботиться о своих изоляторах раньше и тщательнее.

«Ленэнерго» передало в распоряжение «Фонтанки» материалы проведенной по заказу компании экспертизы. Согласно им, нештатная ситуация на электросетях возникла еще вечером 31 января.

В полдевятого вечера 31 января электроэнергетика Петербурга начала давать сбои. Судя по протоколу, предоставленному ОАО «Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения», в 20.29 отключилась высоковольтная линия 110 кВ «Южная-5», оставшись под напряжением, затем «Южная-7», однако автоматически включилась вновь. В течение часа одно за другим выходило из строя оборудование. В 21.40 информация об инцидентах дошла до дежурного помощника губернатора Николая Сосновского, ему было доложено о необходимости снижения скорости движения автомобилей по КАД в районе подстанции «Южная» рядом с развязкой с Софийской улицей и по ЗСД в районе Ленинского проспекта.

В 22.00 в «Ленэнерго» был введен режим повышенной готовности, сотрудники начали обход высоковольтных линий, которые все выходили и выходили из строя, лишь иногда автоматически перезапускаясь. Изоляторы же излучали свечение, его в тот вечер видели читатели «Фонтанки», жители Кировского района.

В 01.31 дежурному помощнику губернатора сообщили уже и о необходимости снизить скорость автомобилей на участке КАД в районе поселка Мурино и на ЗСД в районе развязки с Благодатной улицей.

К 5 утра сотрудники «Ленэнерго» обнаружили поврежденные изоляторы на высоковольтных линиях «Обуховская», «Московская», «Южная», «Шоссейная» и других. В результате чего от электричества оказались отключены несколько кварталов Петербурга - около 100 домов в Адмиралтейском, Василеостровском и Кировском районах. Из-за неработающих светофоров утром было парализовано движение на Васильевском острове, где-то люди просидели по полчаса в лифтах. Света не было в больницах, поликлиниках и детских садах.

Тогда в «Ленэнерго», комментируя произошедшее, говорили, что причиной повреждения 200 изоляторов стало испарение противогололедных материалов, более точные и обоснованные выводы обещали сделать после экспертизы, которая была заказана ОАО «НИИПТ». Спустя 10 дней эксперты дали ответ.
Научные сотрудники исследовали снег, погоду, электрооборудование и пришли к выводу, что уровень изоляции высоковольтных линий, попавших в зону аварии, составляет 1,5 см/кВ (соответствует 1-й степени загрязненности), чего оказалось недостаточно, и вот почему: взятый вблизи 15-метровых опор высоковольтных линий снег содержит 80–90 % хлоридов натрия (поваренной соли), предположительно входящей в состав антигололедных средств, используемых на ЗСД и КАД.

«С учетом дополнительного загрязнения изоляторов ВЛ 110 кВ осадками, в виде мокрого снега в сочетании с уносами проводящих веществ, например с полотна автомобильных дорог, уровни изоляции должны соответствовать 3-й степени загрязнения (2,5 см/кВ)», - пишут в экспертизе исследователи. Также они отмечают, что поврежденные высоковольтные линии были построены до появления ЗСД и КАД, поэтому дополнительное загрязнение не учитывалось.
Сейчас в «Ленэнерго» заявили о реализации масштабной программы по замене изоляторов вдоль основных автомагистралей Санкт-Петербурга: «Для реализации программы уже закуплены 14 тысяч новых изоляторов. Всего планируется заменить около 30 тысяч изоляторов», - сообщают в организации.

С тем, что «Ленэнерго» давно пора менять изоляторы на более защищенные, дорожники не спорят — с этим, к примеру, вполне согласен главный энергетик ДСТО Алексей Анисин. По его словам, подобные советы давались электроэнергетикам еще в 2009 году, когда произошла авария на подстанции «Южная», оставившая без света жителей Купчино, однако тогда почему-то специалисты к ним не прислушались.

Впрочем, энергетик ДСТО все равно опасается возможности очередной аварии в будущем. «Данные высоковольтные линии были построены в 50–70-х годах, изоляторы на них используются типа П-4,5, рассчитанные на условия, при которых воздух не имеет загрязнений (в лесу, в полях, вдали от промышленных центров), строились они еще вне города, однако город наступил, и город — это множество разных факторов загрязнения. Сейчас городские высоковольтные линии советуют изолировать согласно 4-й степени загрязнения».

Однако, как считает Анисин, также изучивший экспертизу, сделанную по заказу «Ленэнерго», в ней нет причин для окончательного вывода о том, что виноваты в аварии именно те средства, которые используют для чистки автомагистралей дорожники. Например, отмечает он, там не указано, на каком расстоянии от КАДа расположены высоковольтные линии, также не сказано ничего о мероприятиях, которые проводились с изоляторами.
«В отчете не приведены данные о нанесении гидрофобных паст, которые обычно используют для защиты от водяной пленки и образования электролита, не сказано, чистят ли изоляторы и как часто, — может быть, это 30-летняя грязь».

Что касается исследованного снега, то, по словам Анисина, анализ ОАО «НИИПТ» оставляет множество вопросов. «По взятию проб есть своя методика — забор делается как минимум в трех точках на расстоянии несколько метров. Зачем они привели в экспертизе протокол, не очень понятно, ведь исследователи не делают никаких выводов. А согласно ГОСТу взятые пробы снега превышения предельных норм не имеют, и даже в питьевой воде по ГОСТу допускается еще большая концентрация хлоридов и натрия. Это касается 4 точек, на одной - «Обуховской» - превышение имеется, но поскольку проба взята в одном месте, то сложно судить - может быть, это и погрешность. В отчете много слов, но нет доказательств, что это именно наша соль, нужен более детальный анализ».

В вопросе снега с Анисиным солидарны и экологи ДСТО. «В заключении представлен только химический анализ проб снега у подножия опор ВЛ. Химический анализ загрязняющих веществ, осевших на поверхности изоляторов, не представлен, что не позволяет делать каких-либо однозначных выводов об истинных причинах снижения изоляции, - сообщили эксперты «Фонтанке». - При эксплуатации КАД используется противогололедная смесь «Нордвей», хлорсодержащие соединения в ее составе не содержатся», - добавляют они.

Впрочем, дорожники не отказываются от предположения о том, что антигололедные реагенты все-таки могли повлиять на изоляторы. «Соль и другие реагенты еще с 2009 года мы стараемся сыпать на дорогу по минимуму, но отказаться от них совсем не можем, ведь это скоростная трасса. Мы свои обязательства по минимализации реагентов выполняем, но если никто не будет делать что-то, кроме нас, то будут новые аварии», - добавил Анисин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях