Впервые за последние пять столетий отрекся от престола глава старейшей монархии в мире: о сложении полномочий заявил папа римский Бенедикт XVI. На его долю выпала, возможно, самая трудная миссия – быть связующим звеном между «старым» и «новым» миром. Он первым из наместников святого Петра общался в Твиттере и, возможно, был последним хранителем уходящих в небытие традиций католической «старушки Европы». Петербургские католики положительно оценивают эпоху Бенедикта XVI, хотя некоторые и считают себя преданными.
Заявление 86-летнего главы Римско-католической церкви можно считать практически беспрецедентным (последний раз это произошло в XV веке). Свое решение избранный меньше семи лет назад Бенедикт XVI (в миру – Йозеф Ратцингер) объяснил преклонным возрастом и «неспособностью должным образом исполнять вверенное служение».
По каноническому праву отставку папы никто не должен принимать. Формально престол святого Петра освободится в 20 часов вечера 28 февраля. Ватиканисты называют различные варианты папабиле (вероятного кандидата в понтифики), но все признают, что такой яркой фигуры, которой в 2005 году был Йозеф Ратцингер, сегодня нет.
Welcome to Russia?
Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве к вечеру 11 февраля 2013 года опубликовала официальный релиз, назвав решение главы Ватикана отречься от престола – «великим актом мужества ради блага церкви». Кроме того, отец Игорь Ковалевский – генеральный секретарь конференции католических епископов России – подчеркивает роль понтифика в межрелигиозном и межконфессиональном диалоге, прежде всего с Русской православной церковью. «Главный итог понтификата папы Бенедикта – существенное улучшение православно-католических отношений, – дипломатично ответил протоиерей Дмитрий Сизоненко, возглавляющий секретариат Отдела внешних церковных связей московской патриархии. – При нем отношения церквей вышли на совершенно новый уровень».
В отличие от предшественника – поляка Иоанна Павла II (в миру – Кароля Войтылы), – Бенедикт XVI не говорил по-русски и не заявлял о желании посетить Россию. Хотя петербургским католикам пока еще действующий понтифик знаком, пусть даже заочно: в 2006 году он общался с ними в ходе телемоста. Спустя три года Бенедикт XVI причислил к лику святых Зигмунта Фелинского, больше шести лет прослужившего викарием собора Святой Екатерины на Невском проспекте.
Кроме того, по легенде, рассказанной журналисту «Фонтанки» несколькими католиками, кардинал Йозеф Ратцингер приезжал в Северную столицу почти ровно 20 лет назад и даже служил мессу в приходе в Ковенском переулке. Никаких подтверждений этому найти не удалось, но именно 11 февраля – в день празднования покровительницы петербургского собора (Пресвятой Девы Марии Лурдской) – Бенедикт XVI отрекся от престола. Кроме того, именно 11 февраля 2002 года было принято решение о создании в России четырех епархий.
Многие российские католики не скрывают скептического отношения к уходящему папе. Некоторые вспоминают, что немец Йозеф Ратцингер служил в организации «Гитлерюгенд» (Кароль Войтыла в те годы – в краковском подполье). Кроме того, многие убеждены, что ради политики и примирения с Русской православной церковью Бенедикт XVI де-факто предал русских католиков, свернув многие программы. «Порой мы чувствуем себя оккупантами на родной земле», – заявил журналисту «Фонтанки» один из них.
Интернет и традиции
В то же время большинство опрошенных положительно оценивают деятельность Бенедикта XVI. «Когда я увидел папу вблизи, то поразился его усталости, – говорит петербуржец Михаил Фатеев, участвовавший в Синоде епископов, прошедшем в Риме в октябре минувшего года. – Но тем не менее, было понятно, что он полон сил и сохраняет здравый ум. Как теперь говорят, в Риме в последние дни ходили слухи об отставке понтифика, но всерьез их никто не воспринимал. Ведь такие же сплетни были и при жизни Иоанна Павла II».
«Бенедикт XVI никогда не боялся осуждения и нападок, отстаивая веру церкви, не думая о том, чтобы всем угодить, – говорит прихожанка собора Святой Екатерины Людмила Минина. – В современном мире, где всё так размыто, он всегда называл вещи своими именами».
По мнению петербургского католика Романа Захарова, уходящий папа войдет в историю: «Даже само обращение об отставке свидетельствует, что он оставался в ясном сознании. Во время его понтификата улучшились отношения с так называемыми традиционалистами – католиками, не признавшими реформы II Ватиканского собора (своего рода церковными диссидентами). Например, теперь все священники, в том числе в России, могут без каких-либо особых санкций служить дореформенный чин мессы».
Исследователь Католической церкви социолог Ян Моравицкий полагает, что Бенедикту XVI выпала трудная миссия сохранить церковь после яркого и для многих неоднозначного понтификата Иоанна Павла II: «Ему удалось успокоить либералов и консерваторов, он пытался как мог соответствовать запросам времени – даже писал в Твиттере. И в то же время хотел сохранить традиции, латинский язык и дореформенную мессу. От него много ждали – прогресса в диалоге с православными, осуждения реформистов-радикалов, разрешения контрацепции. Не дождались! Бенедикт XVI понимал, что церковь находится в глубоком кризисе, а потому резкий поворот в сторону правых или левых грозит расколом. И ему удалось сохранить единство католического мира. Но изменить мир и заставить его жить по законам церкви он уже не мог».
«Уход папы – это попытка хоть как-то повлиять на будущее западного христианства. Даже после отречения понтифик сохранит свое влияние, которое может стать определяющим при выборе нового главы церкви. Но кем бы он ни был, уже сейчас ясно – уходит последний консерватор, и с ним старая Европа», – убежден социолог.
Третьим будешь?
Традиционно престол cвятого Петра занимали итальянцы. Иоанн Павел II (первый папа-славянин в истории Римско-католической церкви) и Йозеф Ратцингер (первый немец за последнюю тысячу лет) нарушили эту традицию.
«В церкви нет традиции «преемства» – избрания на руководящий пост «заместителей», – поясняет Михаил Фатеев. – Пост государственного секретаря Ватикана сейчас занимает Тарчизио Бертоне, но юридически вторым человеком в церкви является декан коллегии кардиналов (сейчас – Анжело Садано). Ранее этот пост занимал как раз Йозеф Ратцингер, но до него глава коллегии становился папой 450 лет назад».
«Бенедикт XVI увеличил число членов конклава не из Италии, в том числе включил в него кардиналов из стран третьего мира. Поэтому нельзя даже исключать, что новый папа будет чернокожим. Во всяком случае, мой опыт общения на Синоде с кардиналами из Африки и Азии заставил изменить мою точку зрения и не воспринимать избрание темнокожего папы как что-то фантастическое», – убежден Михаил Фатеев.
По каноническому праву, папа римский избирается квалифицированным большинством голосов путем тайного голосования на закрытом заседании конклава кардиналов. По традиции, после подсчета бюллетени сжигаются в специальной печи около Сикстинской капеллы, и по цвету дыма паства может узнать об избрании нового понтифика (если тур голосования оказался безуспешным, в печь добавляют специальные химикалии, придающие дыму черный цвет).
Будучи главой церкви и определяя ее учение, касающееся веры или нравственности, папа римский обладает безошибочностью (это норма, аналогичная праву вето, делегированному, например, президенту светского государства). При этом, как и любой другой христианин, наместник святого Петра не огражден от совершения грехов, нуждается в покаянии и исповеди.
Петр Зыкин,
«Фонтанка.ру»