В ночь на 19 января в окрестностях Петербурга ожидаются сильные морозы, местами до –32 градусов. В этих сказочных условиях многие наши сограждане отправятся к замёрзшим водоёмам, к отверстиям во льду в форме креста – иорданям. Потом они расскажут с гордостью, как «принимали крещение». Если, конечно, смогут. Любителей подлёдного ритуала разочаровывают не только врачи, но и священники: ничего хорошего это не сулит ни душе, ни телу.
Из Евангелия мы знаем о том, как Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, войдя в воду реки Иордан. Случилось это, если по Юлианскому календарю, 19 января. Река Иордан берёт начало у горы Хемон и впадает в Мёртвое море. Ближний Восток, если кто не знает.
В наших климатических условиях для тех, кто хочет повторить за мессией январское вхождение в воду, приходится прорубать купели во льду. От тёплой ближневосточной реки остался отголосок в названии - иордань.
Медики выступают категорически против таких стихийно-религиозных «моржеваний».
– Абсолютно очевидно, что большое количество людей после этого заболеет, причём отнюдь не только простудными заболеваниями, – констатирует профессор Владимир Поздеев, заведующий клинико-диагностической лабораторией НИИ гриппа. – Может возникнуть обострение любого протекающего хронически заболевания. Потому что это – тяжелейшая стрессовая реакция.
О том, насколько «святой» можно считать воду в реках и озёрах нашего региона, профессор Поздеев и рассуждать не берётся.
– Летом были только одно или два озеро, в которых можно было купаться, – напоминает он. – В Неве нельзя. Так что и здесь всё очевидно.
Директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды, академик РАМН Юрий Рахманин видит опасность не в риске подхватить инфекцию в воде.
– Купание в проруби годится только для людей здоровых и тренированных, приспособленных к низким температурам, к перепадам, – объясняет он. – У всех остальных резкие спастические сокращения сосудов, спазмы, могут быть очень сильными – вплоть до остановки сердца.
На вопрос о том, стоит ли подвергать себя риску и поддерживать религиозную традицию ради спасения души, отвечают священнослужители.
– Никакой подобной традиции в Петербурге никогда не было, – развенчивает миф богослов Александр Мусин, диакон Русской православной церкви. – Мы в нынешней церковной жизни сталкиваемся не столько с духовным стремлением, с исправлением себя к лучшему, сколько с симуляцией. И вот это – такая типичная симуляция. Ненужная, в чём-то даже для человеческой души вредная. Это очередное шоу под названием «православное моржевание».
Официальной позиции по поводу народных купаний в проруби у РПЦ, по словам Александра Мусина, нет.
– Всё отдано такой вот мелкотравчатой инициативе отдельных священников, которые, в силу своего не очень широкого, не очень умного понимания православия, пытаются привлечь к себе внимание, – полагает он. – Это такая самореализация священников, которые в своём приходе не могут наладить нормальное просвещение, образование в воскресных школах. Тогда они устраивают такое «водное шоу».
Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, и вовсе называет такое «крещение» кощунством.
– Когда это становится такой пьяной забавой, когда мужики друг друга подбадривают: давай, сейчас окунёмся – и все грехи снимутся, и это говорится больше чем в шутку: это говорится почти что всерьёз, многими – и вовсе всерьёз… Вот тогда это становится уже пародией на крещение. Соответственно – кощунством, – уверен он.
И к таинству крещения, продолжает священник, всё это отношения не имеет.
– Надо различать несколько уровней слова креститься, – уточняет он. – Одно – просто наложить на себя крестное знамение. И это может сделать даже человек некрещёный, не прошедший через таинство крещения. Второе значение – то, что Иоанн Креститель делал. Это тоже не было таинством, это был обычный общерелигиозный, характерный для самых разных религий, обряд внешнего ритуального омовения, но с тем, что и внутренне душа должна освятиться, как сейчас – тело. Третий – это крещение самого Иисуса Христа у Иоанна Крестителя, но ему не нужно было проходить обряд очищения, потому что на нём греха не было. И когда Христос входит в иордань, он не освящается от Иордана: он освящает воду Иордана. Четвёртое – это церковное таинство, совершаемое раз в жизни, образ смерти и погребения Христа. И вот пятое – это наше «моржевание». Для души оно может быть полезно разве что как некое волевое усилие, волевая гимнастика: когда не хочется, но понуждаешь себя. Есть духовный смысл тогда, когда человек считает, что он входит в освящённую воду, преодолевая страх и холод, ради того, чтобы как-то прикоснуться к святыне целиком, а не только устами. Так в Духовной семинарии все семинаристы вместе с ректором идут купаться в крещенскую прорубь.
Священник и публицист Михаил Ардов, протоиерей, настоятель московского храма царя-мученика Николая Второго (принадлежит Русской православной автономной церкви, а не к РПЦ) называет традицию прыгать в прорубь зимой «абсолютно идиотским обычаем». Он напоминает православным: в реке Иордан прорубей не было.
– Иисус Христос вошёл в воду с определённой совершенно целью, и это было очень трогательно: показать пример, что вот его крестил Иоанн Креститель, – рассказывает отец Михаил. – А ныряние обнажённых мужчин и женщин в проруби – это сатанинская пародия на крещение Господа Иисуса Христа. И если кто-то из священников поддерживает это, так у него ума нету. И нету в нём православия.
В эту ночь, говорит священник, надо вовсе «не прыгать по снегу у вымерзшей проруби и не водку пить».
– В это время надо стоять в церкви и смотреть, как освящают воду, – считает он. – Но, к сожалению, наше постсоветское общество – это в большом проценте… «моржи». В России всегда было много языческого. А как только истинная религия ослабевает, то обязательно вылезает язычество в какой-то форме. Например – в виде учения Маркса - Энгельса. Или в других дурацких и низменных формах: сжигание чучела и так далее. И лезет это из всех щелей. Как мы видим – и из проруби.
Крещенская ночь обещает быть непростой для полицейских, спасателей и медиков: им придётся дежурить у каждой иордани, чтобы для особо истово верующих крещенское купание не стало последним. Об этом «Фонтанке» рассказала руководитель отдела пропаганды УМЧС по Ленобласти Анна Колесникова. Сами купели – иордани – оборудованы специальным коробом внизу, чтобы купальщиков не унесло под лёд, и лестницами для безопасного спуска. Возле каждой имеется пункт обогрева для «покрестившихся».
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»
P. S. На карте - места крещенских купаний.