12.09.2012 18:00
0

Трамвайные амбиции Смольного обернулись крахом

"Писк трамвайной моды" - 35-метровый трамвай французской Alstom, привезенный в Петербург 3 месяца назад, чтобы продемонстрировать его руководству города, – Смольный так и не заинтересовал. До конца сентября его увезут обратно. И это - несмотря на то, что, по данным «Фонтанки», за два года по разным причинам город не купил ни одного нового трамвая. Хотя конкурсов было объявлено на 800 млн рублей.

"Писк трамвайной моды" - новый состав французской Alstom, привезенный в Петербург 3 месяца назад, чтобы продемонстрировать его руководству города, - Смольный так и не заинтересовал. До конца сентября его увезут обратно. И это - несмотря на то, что, по данным «Фонтанки», за два года по разным причинам город не купил ни одного нового трамвая. Хотя конкурсов было объявлено на 800 млн рублей.

Французская Alstom привезла в Петербург свой 35-метровый низкопольный трамвай в конце мая текущего года: речь идет о модели семейства Citadis, специально адаптированной под отечественные условия. В компании планировали до конца июня показать его губернатору Петербурга Георгию Полтавченко: ранее аналогичная презентация прошла в Москве для мэра Сергея Собянина.

Однако прошло уже более трех месяцев, а состав так и стоит на территории трампарка № 1 «Горэлектротранса» на Московском проспекте.

Руководство города так и не захотело взглянуть на трамвай, аналогичные модели которого сейчас ходят в Бордо, Гренобле, Барселоне, Дублине, Гданьске, Мельбурне, Касабланке. Скорее всего, никакой презентации и не будет: как сообщили в пресс-службе Alstom, до конца сентября состав, на котором красуется надпись «Новый трамвай для Санкт-Петербурга», увезут обратно в Москву.

Отсутствие интереса к продукции одного из крупнейших производителей трамваев в мире было бы понятно, если бы Петербург не испытывал проблем с закупкой рельсового транспорта. Между тем, как выяснила «Фонтанка», ситуация в этой области просто катастрофическая: в 2011 - 2012 годах город не приобрел ни одного нового трамвая. Хотя, как говорят в «Горэлектротрансе», из 750 используемых сейчас составов свой ресурс выработали около 60%.

Нет аванса – нет трамваев

Проблемы с обновлением вызваны отнюдь не отсутствием финансирования: и в 2011-м, и в 2012 годах в бюджете были предусмотрены деньги на приобретение нового подвижного состава. Однако в силу различных причин потратить их пока не удалось. Так, в 2011 году было проведено два тендера на поставку трамваев – на 7 коротких составов, состоящих из одного вагона, и на 4 трехсекционных «челночника», то есть имеющих кабины машиниста с обеих сторон. В общей сложности город был готов заплатить за них около 260 млн рублей.

Победителем обоих конкурсов стал петербургский завод «Вагонмаш». Однако в итоге предприятие, испытывающее серьезные финансовые трудности, не смогло поставить ни одного состава. Его представители впоследствии заявляли, что ключевой причиной невыполнения условий контракта стало отсутствие авансирования со стороны Смольного. Хотя, как говорят игроки рынка, сейчас отсутствие аванса является нормальной практикой при закупке такого рода продукции по всей России.

Трамвайная тяжба

В самом конце 2011 года года комитет по транспорту объявил еще один конкурс на поставку челночных трамваев, на этот раз – в количестве 6 штук и за 316 млн рублей. Отметим, что на тот момент Смольному в первую очередь требовались именно «челночники». Ко Дню города чиновники обещали запустить выделенную трамвайную линию по Садовой улице от Сенной площади до площади Репина, курсировать по которой могли только такие вагоны. Предполагалось, что, дойдя до Сенной площади, машинист сможет просто перейти на противоположную сторону состава и двигаться в обратном направлении. В то время как для обычного трамвая потребовалось бы разворотное кольцо, оборудовать которое на Сенной весьма проблематично.

Победителем этого тендера стал дилер «Усть-Катавского вагоностроительного завода», снизивший стартовую цену до 269 млн рублей. Казалось бы, ничего не должно было помешать городу купить наконец новые трамваи, однако и здесь Смольный преследовал какой-то злой рок. «Вагонмаш» подал жалобу в УФАС Петербурга, заявив, что техническое задание было заточено под конкретного поставщика – «Белкоммунмаш».

Антимопонопольщики отменили итоги данного конкурса, а комитет по транспорту принялся оспаривать данное решение в арбитражном суде. В конце концов тяжба закончилась в пользу правительства, и в середине июня контракт с «Усть-Катавским вагоностроительным заводом» был наконец заключен.

Театр тендерного абсурда

Параллельно с комитетом по транспорту купить челночные вагоны пытался подведомственный ему «Горэлектротранс». Однако эти попытки и вовсе закончились абсурдом. В марте 2012 года предприятие благополучно заключило контракт с дилером «Белкоммунмаша» на поставку 3 составов за 150 млн рублей. Новые трамваи должны были прибыть к маю. Однако дилер – ОАО «Электротехническая корпорация» – не смог привлечь необходимого финансирования, а завод соответственно не построил трамваи. И в конце июля «Горэлектротранс» объявил новый конкурс.

Его итоги просто ошеломляют: право поставить злополучные трамваи получила некая «Национальная контрактная корпорация», которая аффилирована с предыдущим победителем этого конкурса - «Электромеханической корпорацией».

Получается парадокс: одна компания сорвала поставку, а затем ее место занимает связанная с ней структура. Причем в обоих тендерах был только один участник, который в итоге и объявлялся победителем.

В тупике

Таким образом, если бы не все вышеописанные проблемы, то в 2011 - 2012 годах город получил бы 20 новых современных трамваев. А не получил пока ни одного. Пока самыми радужными выглядят перспективы контракта с «Усть-Катавским вагоностроительным заводом». Как говорят в комитете по транспорту, предприятие должно поставить 6 "челночников" к декабрю 2012 года. В компании, которая является официальным дилером завода, заявили, что первый трамвай придет в город уже в конце сентября.

А вот судьба тендера, который проводил «Горэлектротранс», пока находится в тумане: вполне возможно, что и другая структура одной и той же посреднической компании не сможет привлечь финансирование, и трамваев от «Белкоммунмаша» мы так и не получим. В этом отношении больше шансов у одного обычного трехсекционного состава, итоги тендера на поставку которого «Горэлектротранс» подведет в конце сентября: уж с этой-то поставкой по силам справиться и самому захудалому ООО.

Что касается перспектив следующего года, то, как сообщили в комитете по транспорту, ведомство попросило комитет финансов выделить на закупку трамваев 760 млн рублей. Скорее всего, приоритет будет отдан обычным трехсекционным составам, среднерыночная стоимость которых составляет 45 млн рублей (отметим, что стоимость вышеупомянутых составов от Alstom по состоянию на осень 2011 года составляла около 80 млн рублей). Таким образом, в следующем году в городской парк электрического транспорта могут поступить 17 новых вагонов. Если, конечно, все покупки пройдут без жалоб и нарушений, а поставщики будут исполнять свои обязательства.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...