В распоряжении «Фонтанки» оказались уникальные карты ДТП, произошедших в нашем городе в 2010 и 2011 годах. Они были подготовлены комитетом по транспортно-транзитной политике на основе подробной статистики, предоставленной ГИБДД. На схемах видно, в каких районах чаще всего происходят аварии, в какое время года и суток, а также где чаще всего гибнут люди.
Карты по ДТП были подготовлены ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга», которое подведомственно комитету по транспортно-транзитной политике (КТТП). В 2011 - 2012 годах в центре была разработана информационная система «Транспортная модель Санкт-Петербурга»: она представляет собой сложный комплекс компьютерных программ, которые получают информацию из объемной базы данных. Обработав эти данные в соответствии с определенным запросом, программа показывает, например, сколько машин будет ездить по новому мосту после его постройки, как повлияет ремонт конкретной дороги на транспортную ситуацию в районе и т.д.
Информация в базу данных поступает от соответствующих ведомств: например, комитет по транспорту предоставляет информацию по маршрутной сети общественного транспорта, дорожные комитеты – паспорта дорог. В свою очередь, Управление ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области направило в КТТП подробную статистику по ДТП, произошедшим в 2010-м и первой половине 2011 года. На ее основе и были составлены подробные карты аварий. В целом они подтверждают те практические наблюдения, которые есть у любого опытного петербургского водителя, постоянно ездящего по городу и фиксирующего ДТП своими собственными глазами. Однако одно дело – опыт, а совсем другое – сухая статистика.
Наиболее опасные участки
За основу составители карт взяли показатель «плотность аварий в год на 1 км». В 2010 году его максимальное значение составило от 35 до 56 аварий, в первую половину 2011-го, до начала активной фазы по текущему ремонту дорог, – от 15 до 25. Самыми напряженными участками по городу оказались следующие магистрали.
Центральный район
Пересечения Невского: с площадью Восстания; с Литейным проспектом; с Садовой улицей; с каналом Грибоедова; с Адмиралтейским проспектом.
Пересечения Суворовского с многочисленными Советскими улицами – вплоть до Смольного. Лиговский проспект – от пересечения с Разъезжей и до Обводного канала.
Василеостровский район
На Среднем проспекте на участке от 8 - 9-й линии до 18 - 19-й; на пересечении Большого проспекта с 8 - 9-й.
Петроградский район
Большой проспект практически на всем протяжении; Каменоостровский проспект (особенно в районе станции метро «Петроградская»).
Выборгский район
На участке проспекта Энгельса от Луначарского до Северного; на перекрестке Луначарского и Художников.
Калининский район
Район пересечения Пискаревского проспекта и улицы Руставели.
Кировский район
Ленинский проспект на отрезке от улицы Зины Портновой до проспекта Народного Ополчения.
Красногвардейский район
Район проспекта Наставников, Косыгина и Хасанской.
Красносельский район
Пересечение Ленинского проспекта с Маршала Жукова. Пересечение Маршала Жукова и проспекта Ветеранов.
Московский район
Район Московской площади.
Невский район
Подъезды к мосту Володарского; Народная улица до перекрестка с Дальневосточным; проспект Большевиков от Коллонтай до Дыбенко.
Приморский район
Районы станции метро «Комендантский проспект» и станции «Пионерская».
Фрунзенский район
Пересечение проспекта Славы и Будапештской.
Распределение по времени суток
Часть карт показывает, как изменяется плотность ДТП в зависимости от времени суток. Так, в 2010 году в период с 10 утра до 18 вечера максимальное значение этого показателя составило от 15 до 26 аварий в год. В ночной период, с 22 вечера до 7 утра, картина, естественно, уже менялась. Максимальная плотность ДТП снижалась до значения «от 10 до 20 аварий», а из всех вышеперечисленных районов в списке самых напряженных остались только центр, район Московской площади, участок от Парашютной улицы до проспекта Испытателей.
При этом в двух местах число аварий увеличивалось по сравнению со днем: в районе пересечения Обводного канала с улицей Шкапина и Митрофаньевским шоссе (6 - 10 днем и 10 - 20 вечером) и с Лиговским проспектом (10 - 14 днем и 10 - 20 вечером). В отношении последнего участка эта тенденция сохранилась и в 2011 году. По мнению специалистов, скорее всего, это вызвано изменением режима работы светофоров в ночное время – в это время суток здесь мигает желтый сигнал.
Плотность ДТП изменяется не только в зависимости от времени суток, но и времени года. Так, на соответствующей карте видно, что в летний период (с 16 апреля по 15 октября) 2010 года на самых напряженных участках в день фиксировалось до 32 аварий, в то время как зимой – 28. При этом даже визуально заметно, что если зимой (с 16 октября по 15 апреля) аварии происходят на магистралях, по которым люди ездят с работы домой, то летом соответствующие цветовые пятна растекаются по выездам из города.
Число пострадавших
Любопытный факт: высокий показатель плотности аварий совсем не означает, что в этом месте будет диагностироваться и большое число пострадавших. Например, в Центральном и Адмиралтейском районах, на значительной территории которых среднегодовая плотность составила 35 - 56 аварий, в 2010 году пострадали 454 человека, из них 13 – погибло. А в Невском, где лишь на отдельных участках наблюдается плотность в 25 - 35 ДТП, пострадали 773 человека, из них погибло – 30. Очевидно, что это связано с разницей в степени серьезности аварий: если в центральных районах значительная часть ДТП – это, как правило, мелкие столкновения, происходящие в пробках, то на окраинах их причиной чаще является нарушение скоростного режима.
Статистика пострадавших по районам за 2010 год (пострадавшие/погибшие):
Центральный: 454/13
Василеостровский: 278/7
Петроградский: 288/7
Выборгский: 931/2
Калининский: 620/27
Кировский: 651/30
Колпинский: 247/11
Красногвардейский: 477/24
Красносельский: 471/26
Московский: 696/31
Невский: 773/30
Петродворцовый: 175/16
Приморский: 806/31
Пушкинский: 345/19
Фрунзенский: 530/24
Статистика пострадавших детей за 2010 год (пострадавшие/погибшие):
Центральный: 27
Василеостровский: 21
Петроградский: 29
Выборгский: 69
Калининский: 63/1
Кировский: 60
Колпинский: 25/1
Красногвардейский: 25
Красносельский: 41
Московский: 43
Невский: 57/1
Петродворцовый: 14
Приморский: 61
Пушкинский: 15
Фрунзенский: 32
Подчеркнем: в настоящий момент наиболее полная статистика, который располагает Центр транспортного планирования, относится к 2010 году. 2011 год представлен только первой половиной, а информация за 2012-й поступит только в 2013-м. В связи с этим понятно, что считать представленную картину как полностью соответствующую действительности нельзя.
Так, например, в 2010 и 2011 годах значительное число аварий фиксировалось в районе Приморского проспекта и улицы Савушкина, а также Черной речки. Весной этого года в строй был введен Приморский путепровод, а недавно – Коломяжский, которые значительно разгрузили данные участки, а значит, существенно изменили и статистику по авариям. Однако в целом других кардинальных дорожных изменений больше не произошло.