Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Зональный проезд растёт из «Подорожника»

291
ПоделитьсяПоделиться

Смольный готовит горожан к введению зонального проезда на общественном транспорте. Уже с осени при покупке проездного вместо разноцветных БСК выдают только «Подорожник», чип которого позволяет взимать плату в зависимости от пройденного расстояния. За это время число пользователей «Подорожником» увеличилось в 10 раз.

Перевод почти всех проездных билетов на «Подорожник» произошел без особого анонсирования. С октября при попытке купить бесконтактную смарт-карту в метрополитене выдают не привычные синие или фиолетовые БСК, а зеленый «Подорожник». Формально особой разницы для пассажира нет: на него также могут быть закодированы практически любые тарифы, действующие сейчас на общественном транспорте.

Однако «Подорожник» имеет одно существенное отличие от обычных БСК: как известно, он может использоваться также как и «электронный кошелек», то есть на него при желании может быть записано не определенное число поездок – например, 20 поездок на 15 дней, – а конкретная сумма денег, в пределах которой и можно ездить по городу.

Если представить себе, что с завтрашнего дня городские власти вводят зональную систему оплаты, то обычные БСК становятся непригодны для использования. Почему? При нынешней системе оплаты стоимость поездки не зависит от того, сколько километров мы преодолели на трамвае, троллейбусе или автобусе: мы платим лишь за посадку, даже если нам нужно проехать только одну остановку. Зональная система подразумевает, что чем больше расстояние, тем больше приходится платить.

Обычные БСК рассчитаны как раз на первый вариант: оператор записывает на них четкое число поездок по конкретному тарифу, который не может меняться в процессе использования. В основе «Подорожника» – совсем иной чип, который позволяет брать с пассажира разные суммы денег. Сейчас эта возможность задействована в системе скидок: чем больше ездишь по «Подорожнику» в течение календарного месяца, тем меньше тариф – например, первые 10 поездок на метро стоят 25 рублей, а начиная с 11-й – уже 23,50. Однако в будущем она может быть задействована по-другому: чем больше ты проехал, тем больше платишь, и наоборот.

В комитете по транспорту тотальный переход на «Подорожник» объясняют тем, что это более современная карта, позволяющая комбинировать тарифы: пассажир может закодировать ее на 20 поездок на метро, а на наземном транспорте расплачиваться с помощью денег в электронном кошельке. При этом в ведомстве подчеркивают, что все виды льготных билетов (студенческие, билет инвалида и др.), а также карта с минимальным числом поездок – 10 на 7 дней, – по-прежнему продаются на старых, привычных носителях.

Однако факт остается фактом: с момента принудительного перехода на «Подорожник» число пользователей этой карты увеличилось в 10 раз – с 30 тысяч в октябре 2011 года до 300 тысяч к настоящему времени. А к тому времени, когда Смольный наконец-то решится на переход на зональную тарификацию, пользователями этой карты могут стать практически все горожане.

Но срок этого перехода до сих пор неизвестен. В конце 2011 года в интервью «Фонтанке» губернатор Георгий Полтавченко заявил, что «в перспективе зонирование возможно, и, может быть, в этом есть смысл», но пока серьезно к этому вопросу в Смольном не подходили. Тогда же в интервью газете «Метро» начальник метрополитена Владимир Гарюгин говорил, что переход подземки на такой вид оплаты возможен не раньше 2015 года, когда будут построены новые пересадочные станции. При этом сам метрополитен, как уже рассказывала «Фонтанка», к этому переходу готовится: там на турникеты устанавливают новое программное обеспечение, которое сможет работать при зональной тарификации.

Кстати, одним из этапов перехода к зональной системе может стать введение комбинированной оплаты на протяженных пригородных маршрутах, о которой ранее говорили в комитете по транспорту. В таком случае по городу пассажир будет ехать по фиксированному тарифу, а затем, при превышении определенного расстояния, стоимость проезда будет уже исчисляться исходя из ставки «n рублей за километр». И «Подорожник» позволяет производить такие сложные расчеты.

Как отмечают специалисты и сами пассажиры, в целом «Подорожник» действительно удобен (к слову, его активным пользователем является и автор этой статьи). Во-первых, он не имеет ограничения по сроку действия – деньги сгорают, если с момента последнего использования прошло 3 года; во-вторых, пополнить его можно не только в метро, но и через SMS или систему «Яндекс.Деньги»; наконец, при определенных условиях его система скидок более выгодна, нежели та, которую предполагают обычные карточки.

Однако в работе карты время от времени возникают сбои, решить которые оперативно не так-то просто. Например, когда корреспондент «Фонтанки» пополнил свой «Подорожник» через SMS, то при проверке баланса в метро карта по непонятным причинам оказалась в черном списке и пройти по ней было нельзя. Для решения проблемы пришлось в рабочее время ехать в офис «Организатора перевозок» на улице Рубинштейна, а потом еще в отдел по работе с пассажирами метрополитена на улице Одоевского. Туда же, на Рубинштейна, пришлось ехать одному пассажиру, у которого скидка началась не с 11-й, а с 13-й поездки, чтобы ему вернули несколько рублей разницы.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close