0

Юрий Фатеев: «Наши артисты изголодались по современной западной хореографии»

Завтра в Мариинском театре долгожданной премьерой балета "Парк" открывается XI Международный фестиваль балета «Мариинский». Вспоминая, с каким успехом прошли предыдущие десять, мы обратились к руководителю балетной труппы театра Юрию Валерьевичу Фатееву с вопросами о том, что нового будет на этот раз.

Завтра в Мариинском театре долгожданной премьерой балета "Парк" открывается XI Международный фестиваль балета «Мариинский». Вспоминая, с каким успехом прошли предыдущие десять, мы обратились к руководителю балетной труппы театра Юрию Валерьевичу Фатееву с вопросами о том, что нового будет на этот раз.

- Фестиваль, придуманный Махаром Вазиевым и Павлом Гершензоном, прежней командой Мариинского балета, был их любимым детищем. Изменилась ли его концепция теперь?

- Концепцию мы не меняли, она с самого начала была очень удачной. В центре фестиваля по-прежнему стоит главная балетная премьера сезона, в программу по-прежнему включаются экспериментальные работы и гастроли звезд балета со всего мира.

- А восстановление старинных балетов Мариинского репертуара, которое было важнейшей частью фестиваля?

- В два прошлых года мы возобновили два советских балета, «Шурале» и «Спартак». А восстановление старых версий балетов Петипа по записям кажется мне вещью довольно спорной.

- Главное событие нынешнего фестиваля - балет одного из самых интересных современных хореографов мира Анжелена Прельжокажа «Le Parc» на музыку Моцарта. Расскажите о нем поподробнее.

- Прельжокаж по происхождению албанец, но родился во Франции. Это хореограф-авангардист, хореограф, который ломает стереотипы. Труппе было очень интересно с ним работать, потому что не так много сейчас есть хореографов, которые могли бы предложить что-то столь же захватывающее в плане хореографического языка и в плане идей.

Ноэми Перлов, Анжелен Прельжокаж и Юрий Фатеев
Ноэми Перлов, Анжелен Прельжокаж и Юрий Фатеев



«Le Parc» - одно из самых известных произведений мастера, созданное им для другой академической труппы – балета Парижской оперы, и для начала нашего сотрудничества с Прельжокажем было выбрано именно оно. На фестивале балет будет показан трижды, с тремя разными составами исполнителей: с Дианой Вишневой и Константином Зверевым, с Викторией Терешкиной и Александром Сергеевым и с Екатериной Кондауровой и Юрием Смекаловым. Балет рассказывает о человеческих отношениях во Франции трехсотлетней давности, но современным языком.

- Репетиционный процесс был долгим?

- Да, и решение театра о длинном подготовительном периоде дало свои результаты. Быстро выпеченные блины хороши не всегда. Мы начали работать с января, потом был перерыв, мы ездили на гастроли, но материал был уже выучен, он уже откладывался и в телах, и в умах артистов. А в последний период – с уже выученным текстом – мы стали работать над пластикой, над нюансами психологических отношений, которые здесь очень важны. Здесь каждый персонаж индивидуален, у каждого есть соло, у каждого свой эмоциональный настрой. Это балет об отношениях между мужчинами и женщинами, и здесь создается особая атмосфера, наэлектризованность разлита в воздухе – она возникает от взглядов, от прикосновений, это тот случай, когда неосязаемое приобретает очень четкие очертания. Хореограф говорит о вечной теме – о любви. Что это такое - любовь? Это ведь невозможно объяснить рационально, можно только ощущать или выразить в произведении искусства.

Анжелен Прельжокаж на репетиции балета "Парк"
Анжелен Прельжокаж на репетиции балета "Парк"



- На репетиции создалось впечатление, что труппа чрезвычайно увлечена работой с Прельжокажем. Это действительно так?


- Да, все очень воодушевлены, такое бывает не всегда. Причем увлечены не только солисты, но и кордебалет. Анжелен сам проводил кастинг. Театр предложил ему раза в три больше народу, и он отбирал исполнителей очень тщательно, отсматривал весь кордебалет, не только солистов, и выбирал тех, кого он чувствовал, кто был «его». Сколько слез было у тех, кто не попал! Особенно девушки переживали. Все хотели с ним работать. С первой репетиции, как только начали показывать первые движения, я увидел, как у ребят загорелись глаза. И это не пропало, не притупилось за время репетиций, не растряслось до самой премьеры!

- А репетировал он тоже сам – все три месяца?

- Нет, репетировала его ассистентка Ноэми Перлов, он второй раз приехал только теперь, чтобы подготовить спектакль непосредственно к премьере, и был очень доволен. После репетиции он сказал, что приятно удивлен и уровнем, и качеством результата, и что, кажется, мы будем танцевать лучше французов.

-  Показанная его труппой Прельжокажа в декабре 2010 года «Весна священная» шокировала многих своей агрессивной сексуальностью. «Парк» такой же?

- «Парк» гораздо тоньше. Хотя меня, например, и «Весна священная» не шокировала. Там так грамотно сделан свет, такая игра света и тени, что нагота артистки воспринимается скорее эстетически – как в живописи. Конечно, у него везде эротика, но ведь это, в конце концов, всех волнует, это и есть движущая сила человечества. Просто  Прельжокаж не боится говорить об этом откровенно.

Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"



-  Расскажите, пожалуйста, о второй премьере фестиваля.


- Это сорокапятиминутный балет американского хореографа Бенджамина Мильпье. Он стал известен широкой публике по нашумевшему фильму «Черный лебедь», где он ставил танцы. Этот балет – неоклассика, там есть отголоски Баланчина, Роббинса, но только все чуть современнее, динамичнее. Называется он «With-out», и это игра слов, там есть и «with», и «without», и «out». Такое названием вызвано оформлением: на сцене устроен «павильон» из полос ткани, который позволяет артистам  совершенно незаметно появляться на сцене и исчезать. Балет рассчитан на пять пар, в нем есть юмор, лирика и очень красивые дуэты. И на него наши артисты тоже набросились с энтузиазмом – они просто изголодались по современной западной хореографии; даже те, кто занят в «Парке», хотят учить и «With-out», причем не одну, а сразу по несколько партий. Для меня это большая радость – и подтверждение того, что мы приглашаем «правильных» хореографов.
 
- Еще одна неотъемлемая часть фестиваля «Мариинский» - гастролеры, танцующие наш репертуар в дуэтах с нашими артистами. Кто приглашен на этот раз?

- Во-первых, Роберта Маркез, бразилианка из лондонского Ковент-Гардена. Это  прекрасная лирическая танцовщица, я ее знаю со времени работы в Лондоне репетитором. Она будет танцевать «Баядерку» с Владимиром Шкляровым, который после успехов на недавних гастролей в Канаде переведен в статус ведущего танцовщика. Затем – Дэвид Холберг из Американского театра балета. Он будет танцевать с Екатериной Кондауровой. Это блестящий лирический танцовщик, настоящий принц; по моему убеждению, хоть он и американец, но по стилю близок к Мариинскому балету, и после нашего прошлогоднего фестиваля он стал танцевать классику совсем по-мариински. У нас на его счет далеко идущие планы: этим летом он будет выступать с нашей труппой в Лондоне, а потом, возможно, получит статус приглашенного солиста. В «Дон-Кихоте» с Денисом Матвиенко выступит Эшли Баудер из New York City Ballet – очень сильная виртуозка. Еще приглашен Фридман Фогель из Штутгарта, молодой и очень способный танцовщик: с хорошими ногами и чрезвычайно сценичный. Это новое имя на фестивале – нам вообще интересно открывать для России новые имена. И, наоборот, старые знакомые: Алина Кожокару и Йохан Кобборг выступят в «Жизели». Их у нас очень любят, у них огромное количество поклонников. Да, чуть не забыл про Вингсэй Вальдес из Гаваны: она станцует «Кармен-сюиту» - интрига тут в том, что кубинскую хореографию будет танцевать кубинка.

Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"



- А как вы составляете эти пары, как выбирают партнеров для гостей?


- Стараемся подобрать пары так, чтобы партнеры в них сочетались друг с другом по фактуре. И чтобы каждый из них выступил в своей лучшей роли.

- Что такое фестиваль «Мариинский» для зрителей – понятно. А что он значит для театра?


- Фестиваль – сконцентрированный сгусток спектаклей, когда труппа показывает свои возможности на двести процентов.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Мариинского театра / Наташа Разина, Олег Зотов
 

Ноэми Перлов, Анжелен Прельжокаж и Юрий Фатеев
Ноэми Перлов, Анжелен Прельжокаж и Юрий Фатеев
Анжелен Прельжокаж на репетиции балета "Парк"
Анжелен Прельжокаж на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"
Диана Вишнева на репетиции балета "Парк"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...