30 марта Валентина Матвиенко в отчете перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга заявила, что минувшей зимой для облегчения уборки улиц от снега было перемещено эвакуаторами 115 тысяч машин. В деньгах – это 109 миллионов 250 тысяч рублей из бюджета нашего города, которые могли бы быть потрачены на более полезные дела, чем перевоз автомобилей на соседнюю улицу.
Перемещения, кстати, продолжаются. В Комитете по благоустройству говорят, что данные, озвученные губернатором – это статистические сведения, собранные совместно Комитетом и ГИБДД, которая учитывала каждый перемещенный автомобиль.
Привлечение эвакуаторов для помощи в уборке улиц от снега Комитет по благоустройству начал с начала декабря 2010г. О чем на его сайте было размещено специальное обращение Андрея Подобеда, призывающее «минимизировать неизбежные неудобства, связанные с уборкой улиц». Но автовладельцы, несмотря на то, что на сайте комитета публиковался график уборки улиц, призывам не вняли. Кто-то не захотел, кто-то не смог. Увы, но график уборки выполнялся не всегда и не везде. В результате с начала календарной зимы и по сегодняшний день (использование эвакуаторов продолжается до сих пор) силами Центра комплексного благоустройства было закуплено 10 753 машино-смен работы эвакуаторов. В смене 8 часов. Стоимость 1 часа – 1270 рублей без учета НДС. Итого – 109 250 480 рублей. Финансирование перевозки автомобилей с одной стороны улиц на другую осуществлялось на основании заключенных еще осенью договоров «на перестановку машин» с владельцами эвакуаторов.
Еженощно с 22:00 до 6:00 в городе трудилось до 100 эвакуаторов. Эта цифра указана на сайте Комитета по благоустройству, ее же нам озвучил начальник отдела контроля и технического надзора "Центр комплексного благоустройства" Игорь Иванов. Косвенно работа такого количества спецмашин подтверждается данными, полученными в государственных унитарных дорожных специализированных предприятиях, которые непосредственно занимались привлечением эвакуаторов, каждый на своей территории. Так, например, директор ГУДСП «Гражданское» Сергей Павлоцкий сообщил, что предприятие ежесуточно использует до 24 эвакуаторов.
На каких улицах они использовались и продолжают использоваться, можно посмотреть на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга.
Теоретически эвакуатор может вывозить в час до 8 машин, но на практике все не так гладко. Реально каждая машина перемещает только 3-4 автомобиля в час, то есть в среднем 28 транспортных средств за смену. И перемещают автомобили не на протяжении 8 часов, а в лучшем случае шести. Время на доезд до места работы и возвращение на базу также включено в нормочасы. Умножив время реальной работы на число закупленных городом машино-смен, получаем 225 тысяч перемещенных за зиму машин. Но эти цифры лишь ориентировочные. На практике эвакуаторы с такой эффективностью не работают. В Комитете по благоустройству признают, были поломки, особо тяжелые условия и прочие обстоятельства. Так что цифра в 115 тысяч перемещенных автомобилей, озвученная губернатором Санкт-Петербурга, выглядит вполне реальной.
Проблема видится в другом. Привлекать во время стихийных бедствий коммерческую технику власти нашего города уже научились, а вот эффективно использовать сторонние ресурсы – пока нет. Математика показывает, что потратить на перемещение машин можно было сумму как минимум вдвое меньше. С другой стороны, если бы все владельцы машин помогли городу очищать улицы от снега, то можно было бы и вовсе сэкономить значительную часть бюджета.