Удивительно, но, попав десять лет назад в Петербург, город с богатейшими музыкальными традициями, молодой итальянский дирижер Фабио Мастранжело не только не затерялся на фоне мэтров, но сделал блестящую карьеру. Нынче он сотрудничает с Мариинским театром, дирижирует лучшими оркестрами России, выступает на самых престижных сценах. В нашем городе Фабио женился на русской флейтистке Олесе, родил сына, обзавелся собственным музыкальным салоном в отеле «Амбассадор»… И, как заядлый автомобилист, хлебнул всех прелестей российского автомира. Об этом маэстро поведал на очень хорошем русском языке обозревателю «Водителя Петербурга».
– Фабио, когда вы впервые сели за руль?
– Когда мне было 17 лет. Сейчас – 44, получается, это было двадцать семь лет назад. Так что опыт у меня довольно большой.
– Разве в Италии можно водить с 17-ти лет?
– У нас в 17 с половиной можно получить разрешение на обучение, а потом уже идти учиться. В детстве я хотел иметь мотоцикл, но папа не разрешил: «Нет, у тебя профессия такая, ты пианист! Если что-то случится на мотоцикле, руку сломаешь, и конец твоей карьере». Но он мне пообещал: как только исполнится 18, я смогу получить права, и мне купят машину. Его позиция была такова: лучше машина, чем мотоцикл. Кстати, до сих пор я еще ничего себе не ломал, тьфу-тьфу-тьфу.
В общем, в 18 я сдал на права, причем с первого раза. А папа выполнил свое обещание – купил мне машину. Тогда была такая французская фирма Simca, модель Horizont, довольно большая для начинающего водителя. Она-то и стала моей первой машиной.
Через некоторое время я получил приглашение работать в оперном театре в городе Бари. Для 19-летнего парня я зарабатывал неплохие деньги и за год смог заработать на новую машину Fiat Uno – Fiat 1. Я этим очень гордился, а Horizont оставил сестре. В течение трех лет куда только ни ездил на этой машине, даже из Бари до Ирландии выезжал. Ехал через Францию, Англию, Ирландию. Тогда ведь еще не было навигаторов, а многие карты годами не обновлялись, и приходилось ориентироваться по ходу движения. Я и потом много путешествовал за рулем, летом еще и отдыхал. У меня была подруга ирландка, вот мы с ней и колесили.
– Какой вы водитель? Изменились ли за 27 лет вождения?
– Не знаю уж, насколько это правдиво, но многие говорят: человек, какой он есть, так и водит машину. Хочу сказать, что я довольно неконфликтный водитель, но сильно-сильно не люблю, когда другие люди думают, что они настолько умнее всех остальных, что могут из последнего места перейти всю очередь и оказаться первым. Это меня очень раздражает и, если у меня есть возможность им не дать дорогу, я это делаю. Но чтобы самому устраивать какие-то конфликты из-за пустяков или просто дурного настроения – никогда. Раздражает меня любое проявление неуважения водителей друг к другу.
– А в Италии тоже есть такие хамоватые водители?
– Ой, конечно! Очень много. Хотя в Италии даже когда нарушают правила дорожного движения, то делают это по-умному. То есть, не мешая другим. А в России, когда кто-то нарушает правила, то он обычно мешает всем. Недавно мы с моей женой Олесей и сынишкой ехали по Питеру, по Торговому переулку, между Садовой и Фонтанкой. Наткнулись на запаркованную машину, а там парковаться вообще нельзя. Ну и ладно, как говорят в России: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Передняя часть была практически на дороге и далеко от тротуара – ну как так можно? Если уж ты паркуешься там, где нельзя, так постарайся хоть не мешать так сильно… Наверное, женщина парковалась, потому что дамы, к сожалению, плохо умеют парковаться. Даже если они хорошо водят, то с парковкой у них как-то не складывается.
– Может, курсы организовать: «Учим женщин парковать автомобиль»!
– Парковка – вообще слабое место российских автомобилистов. Когда я сдавал на права в Италии, требовалось показать, что ты хорошо паркуешься. Для этого нас заставляли парковаться там, где совсем не удобно, узко. Смысл таков – ты можешь водить как Шумахер, но если плохо паркуешься – прав не увидишь. И правильно, потому что больше всего мы водим в густонаселенном городе. Еще меня ужасно раздражает, когда между машинами оставляют ровно полместа, не думая о том, что если поближе, то хватило бы места еще для одной машины. Это просто некрасиво, я считаю. Неужели так трудно научиться уважать друг друга!
– Вы, наверное, знаете, что у нас, для того чтобы получить права, дают взятку. А как в Италии?
– Там такого нет и в помине. Если сам предложишь, есть риск вообще никогда не получить права. Не могу сказать, правда это или нет, но, говорят, в России есть много водителей, у которых права куплены. Многие рассказывали мне, что можно просто придти в автошколу и купить права. Да и такого горе-водилу видно на дороге. Вот это нужно объявить тяжким преступлением. Потому что права, это как диплом врача. Вы же не доверите свое здоровье врачу, у которого купленный диплом? А водитель, купивший права, гоняет рядом с тобой, с твоей женой, ребенком! Когда у меня самого родился сын, то я стал намного спокойней, ответственней на дороге.
– Продолжая эту тему: а инспектору, полицейскому в Италии можно предложить взятку?
– Нет. Исключено.
– А он Вам будет намекать, что «можно договориться»?
– Наверное, может. Но в этом случае сильно рискует сразу же потерять место работы. Если это и случается, то делается так аккуратно и засекреченно, что комар носа не подточит. Но я бы не рекомендовал даже шутить на эту тему с нашей полицией.
– Не так давно на канале «Россия» целая передача «Поединок» была посвящена вопросу: надо ли ужесточать наказания за дорожные нарушения в России?
– В Италии недавно ужесточили, подняли цены. К тому же теперь по всей автостраде стоят разные аппараты, которые контролируют скорость. Раньше, если ты попал, менты итальянские, проверив скорость, могли пожалеть и отпустить, но теперь на каждом углу эти аппараты. Поэтому нарушать невыгодно в любом случае.
Конечно, есть люди, которые гоняют под 200 километров в час, но разрешенная скорость на автостраде в Италии – 130. Хотя, если едешь 140, никто тебя не остановит. Я вообще считаю, что 130-140 – удобная скорость, потому что, если ехать быстрее, надо хорошо уметь водить. А если ты за рулем большой машины? Тогда надо всегда думать о том, что тебе, возможно, придется резко тормозить. Если ты не профессиональный водитель, это может вызвать аварию.
– Фабио, насколько я знаю, вы после Италии работали и жили в Канаде.
– Да, я переехал в Торонто. Свою машину продал, поняв, что в Италию не вернусь. Некоторое время в Канаде жил как студент, без машины. Потом когда начал зарабатывать хорошие деньги, купил Toyota Camry – очень красивую, стильную, мощную машину, такую черную, модную. На ней я однажды попал на штраф в полтора тысячи долларов. Потому что в Америке ограничение скорости 100 километров, а для итальянца это – ужас! Всю жизнь 130-140 ездил, а тут 100. Честно говорю, для меня это даже опасно, могу уснуть, потому что скучно становится, у меня, видимо, метаболизм работает побыстрее, а 100 километров – это скорость черепашья. При этом дороги там потрясающие – шесть рядов туда и обратно! До сих пор не понимаю, почему такое ограничение! Хотя зимой там ездить трудно, в Канаде много снега, льда. Но с апреля по октябрь проблем на дороге никаких. Вполне можно было бы ввести зимой ограничение скорости до 100, а летом – 120-130!
– Как же вы получили штраф?
– Я был в Америке, играл концерт в Чикаго, а на следующий день у меня был концерт в Торонто. Я ехал довольно быстро, потому что надо еще порепетировать перед концертом. Очень быстро проехал через всю Америку – из Чикаго до границы с Канадой. Не дай Бог, если бы меня там поймали – там еще хуже штрафы, тебя за малейшую оплошность могут упечь в тюрьму. И я настолько обрадовался, что я уже в Канаде, что расслабился и попал на бабки! Это было неприятно.
После Camry у меня был Volkswagen Jetta, а потом я переехал в Россию, где у меня пошли сплошные Ford. Все наоборот – в Канаде по идее должен быть Ford, а я водил японские и немецкие машины… Но в России у меня были англо-американские Ford: Ford Focus 1, Ford Focus 2 и сейчас Kuga, которая мне очень нравится – что-то между джипом и обычной машиной. Хочу сказать, что Ford для российского рынка очень выгодны. Они специально придумали посадку чуть-чуть повыше, даже на маленьком Focus.
– Кто вам посоветовал Ford?
– Когда Ford придумал Focus, он оказался очень удачной машиной. Мне она была любопытна, но в Канаде Focus был очень дорогой машиной, а в России по сравнению с другими дешевле. Хотя в России цены почти на все машины дороже, чем в западных странах.
– Ford несколько лет назад у нас завод построил.
– Может быть, поэтому цены удалось сбить. Мой Ford Focus 1 был из Англии. А потом оказалось, что наш сосед по дому (Фабио живет на Васильевском – прим. авт.) работает в Ford, и у него в контракте прописано, что через 9 месяцев, максимум год, он может взять себе новую машину. У него есть возможность покупать ту же машину на которой он ездил, но за меньшие деньги. Он себе покупал новую машину, а мы у него взяли Ford Focus 2, а затем и Kuga.
– Фабио, оцените движение в России глазами итальянца!
– На днях видел рекламу Subaru, где написано: «Мы придумали эту машину специально для русского рынка». А я про себя подумал: «Почему бы не сделать лучше дороги, чем заставлять уважаемые фирмы делать специальные машины для русского рынка?» Это и была бы забота о людях, о чем так любят красиво говорить все начальники – строить хорошие дороги. Всем приятно ездить по хорошим дорогам. Я отлично помню, какие дороги были в Санкт-Петербурге, когда я впервые приехал сюда в 1999 году. Это просто ужас! Я даже шутил тогда: «Вы что, со времен блокады их не ремонтировали?»
Сейчас, конечно, многое изменилось, дороги в России стали намного лучше. Но мне, как темпераментному итальянцу, не хватает хорошего автобана (Фабио забавно произносит: «Автобаня» – прим. авт.). У нас строят потрясающие дороги, это целое искусство: мосты, галереи, тоннели. Трудно описать словами, если человек не видел этого. До сих пор, когда доводится водить машину в Италии, я думаю: «Потрясающе! Шедевр!» А в России такого нет. Как только от Санкт-Петербурга отъезжаешь, уже через несколько километров дороги хуже и хуже, ну а о безопасности и говорить не приходится, об этом вообще никто не думает.
Мне кажется, надо всем миром навалиться на срочное строительство автобана между двумя столицами. Сделать его платным, я бы точно согласился. Представляете, можно взять машину и спокойно уезжать в Москву – 680 километров. Если дороги нормальные, то за 4,5-5 часов можно спокойно добраться. А так – 8-9 по нынешней ужасной трассе, весь на нервах.
– Если Вы такой любитель быстрой езды, как же ездите по петербургским дорогам?
– У вас ограничение скорости 60, а у нас – 50. Так что в России надо водить в городе, а в Италии за городом. А вообще я водитель аккуратный. Не люблю терять время. Знаю, что есть такой «вид», что за рулем каждый день. Они берут машину и едут на работу – это как наркотик. Им уже не важно – 30 минут, 25, 40, 50 – они просто берут машину, едут на работу и обратно. А когда я беру машину, у меня нет других мыслей, кроме как побыстрее переехать из точки А в точку Б. И меня, конечно, раздражает, когда едут такие «спящие красавицы». Когда я за рулем, я сто процентов за рулем, не думаю ни о премьерах, ни о концертах, а максимально сконцентрирован на том, что делаю в этот момент. Поэтому, слава Богу, избегаю аварий.
– Что еще вас раздражает на российских улицах?
– Не нравится, когда гаишники стоят на дороге, и не особенно курируют безопасность, а курируют свой личный кошелек. Помню, раньше, когда меня останавливали, они обязательно искали какую-то проблему: «Нет, у вас свет не очень хорошо работает». Должны были придумать способ, чтобы срубить бабки. Наверняка думали, что любой иностранец должен быть миллионером. Сейчас уже по-другому. За год меня останавливали два-три раза, и я почувствовал, что относятся с большим уважением.
Еще меня безумно раздражает, что, когда приезжает какой-то важный человек, то гаишники закрывают движение. И ты, как идиот, ждешь, пока семь машин с важной птицей промчатся...
– В Италии такого нет?
– Нет, конечно. По закону невозможно. Даже Берлускони ездит по пробкам. Освободить дорогу специально невозможно. Разве что в исключительных случаях.
– Ваша жена Олеся водит машину?
– Водит, и очень хорошо. У нас раньше было две машины, но так как я часто уезжаю на гастроли, то содержать две машины невыгодно, и мы одну продали. Олеся очень хорошо водит, потому что ее папа Григорий был профессиональным водителем, она еще в подростковом возрасте училась с папой.
– Ваша страна – родина суперкаров: Ferrari и Lamborghini. Вам никогда не хотелось иметь суперкар?
– Многие русские говорят Ламборджини, но все-таки по-итальянски произносится как Ламборгини. Я думаю, что это мечта каждого мужчины. Хотя, вы, наверное, слышали, что этим аномально жарким летом несколько Ferrari сгорели, что-то было неправильно с лаком, которым они покрывают машины. И он быстро нагревался до такой температуры, что они просто загорались.
– От какой машины вы бы еще не отказались?
-Чтобы статус показать, что ты уже большой дирижер – наверное, нужно иметь «Бентли», это самая статусная машина. Значит, у тебя уже деньги есть.
– Среди известных дирижеров есть заядлые автомобилисты?
– Герберт фон Караян очень любил машины, скорость. У него Porsche был, несколько BMW, очень любил скорость. А Темирканов даже не водит, у него водитель. Гергиев водит машину, у него Mercedes, но и он предпочитает водителя.
– В России сейчас есть тяга к дорогим, большим машинам. Люди быстро разбогатели, и теперь хотят покрасоваться! А в Италии такое наблюдается?
– В Италии намного больше старых городов, чем в России. Дороги там очень узкие. Ездить по ним на больших машинах крайне неудобно. Я знаю миллионеров, что имеют по несколько машин. Но три из четырех маленькие, допустим Smart, или Mini Cooper. Им уже не хочется показать, что у них есть деньги. Им просто хочется, чтобы всем было удобно и комфортно. Надеюсь, что потихонечку и в России утвердится такое отношение: люди поймут, что не надо никому доказывать, что у тебя есть деньги.
– Ваш Ford стоит в гараже?
– Мне предлагали место в гараже, но, я убежден, что машины в России должны жить на улице. А то ночь они проводят в гараже, где тепло, хорошо, а потом выезжают на мороз, и – бац! Такие перепады крайне опасны. Помню, стояло минус 30 неделю. Город пустой, машины не заводятся, а мой Ford Focus без всяких фокусов, с первого раза заводился.