Происшествие на набережной Макарова, где, якобы, пытались утопить забетонированного молодого человека, вызвало значительный резонанс в СМИ. Но многое в нём все еще остается непонятным. Городские пиарщики считают, что это было заказное мероприятие. В том, что же случилось на набережной, разбиралась «Фонтанка».
История с таинственным молодым человеком, которого якобы хотели забетонировать и утопить в Малой Неве, началась утром во вторник. Около 11 часов сразу в несколько редакций городских СМИ поступило письмо с фотографиями, видео и небольшой пояснительной запиской о случившемся. Автор пожелал остаться неизвестным, но отметил, что он является «знакомым знакомого, который стал свидетелем этого явления, которое произошло накануне ночью». В записке также были указаны название бетонной смеси и компании, неподалеку от которой все и произошло. А вот номер, марку и даже цвет машины, из которой вышли молодые люди с ведрами и раствором, автор письма почему-то не запомнил.
Уже через несколько минут информация о пострадавшем на набережной Макарова была опубликована сразу в нескольких интернет-изданиях, а корреспонденты одного петербургского телеканала брали интервью у «забетонированного». По «счастливой случайности» молодой человек не покинул потенциальное место преступления и лично рассказал о происшествии.
Летом в Петербурге периодически случаются такие необъяснимые ситуации. Поскольку среди журналистов это время года традиционно называют «информационным штилем», то подобные истории всегда занимают первое место в новостных выпусках. Например, три года назад журналисты и фотографы дружно наблюдали, как водолазы вылавливали у Петропавловской крепости часы стоимостью около 200 тысяч долларов. Все это было показано в прямом эфире. А позже об этом событии написали и многие крупные европейские издания.
Каким образом тот аксессуар, цена которого равна цене «Феррари», оказался в водах Невы, известно одному лишь пиарщику Антону Вуйме. Некоторое время спустя этот петербургский эксперт в области «черного» пиара в своей книге «Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только» признался, что акция была приурочена к открытию часового магазина. Бюджет мероприятия по «утоплению и подъему» часов составил 20 тысяч рублей. Именно столько Вуйма заплатил водолазам, которые погрузились на полчаса в воды Невы. О том, сколько тогда получил он сам, пиарщик не говорит. Но известно, что гонорар за подобный креатив составляет от 5 тысяч долларов. Столько же стоит и организация такого мероприятия.
Вызывающие смутные ассоциации с этим событием истории случались и позже. В 2008 году сотрудник одной автомойки обнаружил в машине, которую он убирал, бриллиантовый кулон. Однако за столь неожиданную рекламу автомойки, просочившуюся во многие СМИ, Антон Вуйма ответственность на себя не взял.
Как, впрочем, и за пропавшего из машины леопарда, и за девушек, недавно разгуливавших по городу и предупреждавших о близящемся наводнении, и за многие другие «приманки» для журналистов. «Я не зря опубликовал на личном сайте свои книги и статьи, - объяснил «Фонтанке» Вуйма - Так что, не исключено, что у меня появились последователи. К этому я отношусь абсолютно спокойно. Однако о случае на набережной Макарова впервые узнал от вас. Вполне может быть, что это и просто жизненный случай».
Подозрение, впрочем, вызывает адрес, с которого пришли анонимная записка и фотографии. В развороте сообщения, где обозначены все коды, при помощи ссылки "заголовки письма" можно увидеть и полный адрес отправителя - «vuima@user.z8.ru». Хотя зарегистрировать почтовый ящик можно на любое имя. Сам же известный пиарщик заверил, что «этот адрес точно ему не принадлежит».
В любом случае резонанс у мероприятия с бетоном на набережной не сравнится с тем, что был раньше. За три года, как считают эксперты, «необычные случаи» уже «примелькались». Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко назвал подобного рода акции "бантиками" и "рюшами", которые работают лишь один раз и, в целом, не могут способствовать системному продвижению бренда и не заменят комплексную постоянную работу.
"Подобного рода вещи выстреливают лишь один раз, и затем все к ним привыкают",- пояснил он, добавив, что как название «разрекламированной» фирмы в таком случае быстро стирается из памяти, так и волны от акций с каждым разом все меньше расходятся по СМИ. И если, например, о часах из Невы на первой полосе написала «Нью-Йорк Таймс», то информация о вчерашнем инциденте не вышла за пределы узкого круга некоторых петербургских СМИ.
Сам Вуйма признается, что «если акция организована удачно, то газеты мирового уровня сами заинтересуются и бесплатно опубликуют материал». «Я никогда не проплачивал материал ни одному СМИ, - добавляет он. - Это же неэтично».
Неэтично, но такая практика все равно существует. По данным одного из московских политтехнологов, в среднем 1 публикация в газетах регионального значения может обходиться от 500 долларов, в то время как в федеральных изданиях эта стоимость составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в американской валюте. В случае же, если удается поймать СМИ на «креативную приманку», расходы пиарщиков практически минимальны. В данном случае, если акция с «мафией» была подобным заказом, то они вполне могли ограничиться небольшой зарплатой актерам. Даже бетонную смесь предоставила бы рекламируемая компания.
Светлана Коваленко, Валерия Петрова
"Фонтанка.ру"