Все российские суды с 1 июля должны выйти в Глобальную паутину. Любому желающему отныне должна быть доступна не только информация по срокам рассмотрения дел, но и тексты судебных решений. Правда, с купюрами. Как идея воплощается в жизнь и сколько это стоит, узнавала "Фонтанка".
В соответствии со вступившим в силу федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов", из публикуемых текстов исключаются персональные данные свидетелей, данные остальных участников процесса обязательны к публикации. Свидетели же «маркируются» инициалами, псевдонимами или «другими обозначениями, не позволяющими идентифицировать участников судебного процесса». То же самое касается и охраняемых тайн — их по секрету всему Интернету суды, естественно, не расскажут.
Спор о том, можно или нельзя публиковать фамилии участников процесса, длился с самого начала обсуждений возможности обнародования решений. Как ни странно, но одними из первых против обезличивания приговоров выступили военные. Председатель Петербургского гарнизонного суда Юрий Козлов в инициативном порядке распорядился еще в начале года публиковать документы и вовсе целиком, чтобы желающие могли беспрепятственно ознакомиться с мотивировочной частью.
В некоторых случаях она может служить инструментом для своеобразного оправдания осужденного в глазах общественности. Например, работодатель узнал о судимости соискателя на место — тот, к примеру, сбил пешехода. Одно дело, если человек совершил это преступление, находясь за рулем в состоянии алкогольного опьянения, и другое, если произошло это из-за отказа управления.
Кроме военного принцип гласности поддержали и два районных городских суда — Пушкинский и Приморский, они тоже заранее вышли в Сеть. Не говоря уже об арбитражных судах, которые в Мировой паутине обосновались уже десять лет как. Суды ведут не только электронный учет решений на сайтах, но и включаются в электронный документооборот.
В конце мая этого года Совет судей страны откликнулся на предложение судьи Козлова и поддержал его стремление к полной открытости. Даже подготовил свои поправки. Однако, образно говоря, итоговый текст закона о купюрах сам оказался с купюрами: инкогнито в решениях могут выступать только свидетели.
Как реализуется новый принцип гласности судопроизводства на деле, «Фонтанка» проверила, заглянув на сайт Калининского суда Петербурга (отметим, выбор был случайным). В соответствующем разделе уже опубликована часть приговоров. По всей видимости, работники дворца правосудия готовились к первому июля. Но до последнего момента так и не знали — чьи же данные надо оставить, а чьи — вымарать.
К примеру, в одном из приговоров мистером Х оказался осужденный. Опущены и некоторые данные о других участниках процесса. «Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Тямина Е.Ф., с участием государственного обвинителя – ст. помощника прокурора Калининского района Санкт-Петербурга Егоркина В.И., защитника – адвоката Птицына В.В., представившего удостоверение № Х и ордер Х, подсудимого Б., при секретаре Степановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке уголовное дело в отношении Б., ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.2 УК РФ...»
«Фонтанка» попыталась узнать, во сколько судебная гласность обошлась бюджету. Как сообщили в комитете по информатизации и связи городского правительства, только по мировым судам цена государственного контракта по предоставлению услуг автоматизации участков мировых судов составила 4 миллиона 497 тысяч рублей. Из этих средств сайты участков будут поддерживаться до конца года. Однако, при попытке обнаружить их контакты через Государственную автоматизированную систему «Правосудие», посетитель натыкается на лаконичное «Информация об участках мировых судей не найдена в БД». Деньги, выделенные из бюджета, не запутались в Паутине. Как пояснили «Фонтанке» в Судебном департаменте, в силу обстоятельств для мировых судов был сделан отдельный сайт.
Немаловажный вопрос, кто будет заниматься пополнением архива. В официальном ответе начальника Управления Судебного департамента в Санкт-Петербурге «Фонтанке» говорится о том, что ответственного должен назначать председатель районного суда.
Формально, суды действительно стали открытыми, но пока еще не совсем доступными. Несмотря на шаблонность сайтов, отыскать раздел с решениями не так-то просто. Да и появления конкретных текстов придется подождать — приговоры по уголовным делам могут быть вывешены на публичное обозрение только после вступления в силу.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»