С 1 мая на дорогах Петербурга и области полномасштабно заработала система фото-видеофиксации превышения скорости с автоматическим вычислением владельца автомобиля-нарушителя. С начала месяца уже разослано уже более 2 400 постановлений по делам об административных правонарушениях. Примечательно, что если получатель фото-привета от ГИБДД себя нарушителем не считает, то он должен свою невиновность доказать сам.
Контроль скорости в городе осуществляет 22 передвижных комплекса «КРИС-П» и один стационарный «КРИС-С». Если с местом установки стационарной аппаратуры, думаем, скоро все станет ясно, то запоминать места работы мобильных радаров бессмысленно. Как пояснил «Водителю Петербурга» заместитель начальника управления Госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу и ЛО Валерий Викторович Минаев, места дислокации групп, работающих с «КРИС-П», меняются ежедневно по некоему секретному плану.
Что нового
Внешний вид аппаратуры водителям давно знаком. Треноги с белым глазастым ящиком встречаются на трассах уже несколько лет.
Нововведение заключено во внутренностях прибора. Предыдущие модификации определяли превышение скорости, фотографировали номера машины-нарушителя и отправляли «веселые картинки» сотрудникам ГИБДД по радиоканалу не далее чем на 1,5 км.
Новый же комплекс сохраняет данные на флеш-накопителе, запоминая цифровое изображение машины и ее номер, скорость, место превышения (адрес или направление движения), дату и время нарушения, значение разрешенной на данном участке скорости, серийный номер датчика. Все это нарушитель сможет увидеть лично в иллюстрированном постановлении по делу об административном правонарушении. В конце смены карта памяти изымается и передается в вычислительный центр. Дальше дело техники: в течении 3-х дней заказное письмо с уведомлением о вручении направляется владельцу автомобиля-нарушителя.
О том, с какого числа начинается отсчет срока на оплату штрафа – даты выписки постановления или даты вручения заказного письма – в Кодексе об административных правонарушениях информации нет. Председатель Межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов пояснил, что на практике отсчет идет от даты вручения, если постановление не было обжаловано.
Юридическая сторона
Оплатить штраф надо в течении 30 дней. Однако, если вам удастся доказать, что за рулем были не вы и привести в ГИБДД лицо, управляющее ТС на момент совершения правонарушения и согласное взять ответственность на себя, то дело переоформят на него. Все законно. В части нарушений, зафиксированных работающими в автоматическом режиме техническими средствами, презумпция невиновности не действует. Приводить любителя быстрой езды надо на Шоссе Революции д. 85, каб. 410 (с 8:00 до 20:00 по рабочим дням, телефон 335-38-25).
Инициатива петербургского ГИБДД возложить на владельца автомобиля обязанность самому разыскивать нарушителя шаг, надо сказать, революционный. В Москве до этого не додумались. Там сотрудники ГИБДД на основании жалоб от собственников автомобилей сами приглашают нарушителей к себе из-за чего часто не укладываются в 2 месяца, определенные законодательством для возбуждения дела об административном правонарушении.
Если в течении 30 дней штраф не оплачен, то материал направляется в суд для принятия решения по привлечению службы судебных приставов. Кроме того, на должника накладывается еще один штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В ситуации, когда заказное письмо вручить не удалось, объяснил В. В. Минаев, данные автомобиля-нарушителя попадают в базу, и его ждет остановка на первом же стационарном посту. Инспектор лично выпишет нарушителю постановление и попросит расписаться в получении.
Но прежде чем идти оплачивать штраф, обязательно сверьте реквизиты, указанные в постановлении, полученном вами, с реквизитами, размещенными в образце постановления на сайте www.gibddspb.ru. Получить ваши деньги, воспользовавшись фотомонтажом, мечтают уже десятки, если не сотни мошенников.
Техническая сторона
Передвижной фоторадарный комплекс «КРИС-П» фиксирует происходящее на дороге каждые 40 миллисекунд. То есть он способен отснять любое количество автомобилей, двигающихся со скоростью от 20 до 250 км/ч. Погрешность измерения скорости 1 км/ч.
Как нам сообщила начальник отдела пропаганды Управления Госавтоинспекции ГУВД Татьяна Зыбина, в радарах разрешенная скорость выставляется в соответствии со знаками. Разрешено на данном участке 60, значит в КРИСе будет заведено 60, а не 65. То есть, передвижение со скоростью 102 км/ч, будет трактоваться как превышение более чем на 40, но не более чем на 60 км/час – штраф 1000 рублей. К слову, автоматическая фиксация нарушений начинается с превышения более 20ти км/ч. Наказания за нарушения автоматизированная система определяет по нижней планке, предусмотренной КоАП, а при превышении до 20 км/час нижняя планка – предупреждение. Делать устные внушения фотофиксатор еще не научили.
Всевозможные ухищрения типа сеточек, линз Френеля, зеркальных пленок и подобных «изобретений» нашим фоторадарам не помеха, утверждает Илья Барский – главный конструктор комплекса «КРИС-П» и генеральный директор компании-производителя «Симикон».
Прибор уверенно (с вероятностью порядка 94% днем и 89% ночью) считывает и распознает номера на дистанции до 50 метров. При малой освещенности аппаратура использует инфракрасную подсветку. Увы, но вынуждены разочаровать самоделкиных, вынашивающих мысли глушить радар по радиоканалу. Точно подобрать частоту невозможно. Для примера, однотипные радары, устанавливаемые по 5 штук рядом на расстоянии нескольких метров один от другого, не мешают друг другу, хотя формально работают в одном диапазоне. Если же попытаться задавить весь диапазон (24,15±0,1 ГГц), то вами заинтересуюся представители организации посерьезней ГИБДД.
Что касается антирадаров, то они фотофиксаторы обнаруживают, однако противодействовать этому ГИБДД уже давно научилась. Съемка осуществляется «в спину», поскольку прибору все равно с какой стороны фиксировать скорость. Аппаратура видит только удаляющиеся машины и приписать уезжающей машине скорость автомобиля, двигающегося по встречной, не может технически.
И об ошибках. «КРИС-П» либо работает, либо нет. Цифровой прибор или выдает правильные значения скорости, или не выдает их вообще, уверяют создатели. Так что оправдания «у вас там что-то сломалось, я ехал правильно» к рассмотрению в ГИБДД не принимаются.