Реклама

Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 5

2 м/с, ю-з

766мм

55%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Блестящее прошлое: «Эмали мира: 1700-2000» в Эрмитаже

2718
ПоделитьсяПоделиться

Дни Эрмитажа в начале декабря по традиции притягивают крупные выставочные проекты. В этом году музей показывает 320 предметов эмальерного искусства из собрания лондонского профессора Нассера Давида Халили. В витринах царит удивительное разнообразие техник, традиций, форм, а все вместе вещи составляют большую ретроспективу эмалей Европы и Азии за последние три века.

Искусство эмали известно с эпохи Древнего Египта, в античные времена и особенно в Средневековье оно распространилось по всему Старому Свету – от запада Европы до Китая и Японии. Столетиями эмаль оставалась самым доступным способом имитировать драгоценные камни: наплавленная на медь, иногда серебро или золото, стекловидная масса с добавленными в нее окисями металлов создавала прочное и блестящее покрытие, не тускнеющее со временем. Синий от кобальта, желтый от серебра, красный от железа, розовый и пурпурный от золота, белый от олова, зеленый от хрома – яркие цвета эмали пришлись по вкусу разным культурам, и выставка наглядно демонстрирует обилие вещей, которые ею украшали.

ПоделитьсяПоделиться



В Европе к XVIII веку эмаль с церковных предметов переместилась на светские: шкатулки, несессеры, табакерки, посуду, медальоны, настольные украшения. В моду вошла расписная эмаль, требующая особых красок и по тонкости исполнения сравнимая с живописной миниатюрой, да и жанры все те же – портреты, натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Правда, красуются они не только в рамочках, но и приспособлены к функциональным вещам, например, пейзажи написаны на шкатулках, а обнаженные богини раскинулись по чашкам с блюдцами – невозможно выпить чаю, не погладив прелести Венеры или Дианы.

В XIX веке игривые росписи сменяются одноцветной опаковой (непрозрачной) эмалью, ею украшают приборы для письма, часы, рамки для портретов, медали. Швейцарских табакерок целая витрина – как же, главная дурная привычка аристократической Европы! Правда, женевские мастера были способны и на очень необычные вещицы – золотой флакон для духов сделан в виде револьвера с цветком, торчащим из дула, разные части изделия покрыты прозрачной и расписной эмалью с золотыми блестками (около 1805 года). Вероятно, надо нажать на спусковой крючок, чтобы из цветочка брызнули духи.

ПоделитьсяПоделиться



В европейском разделе выставки лучше всего представлена вторая половина XIX века – эпоха историзма и эклектического смешения разных стилей. Тут и различные кубки-чаши из горного хрусталя, агата и гелиотропа, где эмаль скромно ютится на крышке, ручке, ножке, оттеняя красоту цельного куска природного камня, и лиможские эмали, где на черную эмаль наносится слоями белая, так что получается имитация светотени. Ковши, братины и водочный сервиз в «русском стиле» украшены финифтью, то есть росписью эмалью по филиграни – крученой металлической нити. Бронзовые вазы в человеческий рост и настольные композиции парижской работы покрыты росписью в старинной, средневековой технике выемчатой эмали. А вот на громадном серебряном сосуде для вина, с портретами, аллегорическими фигурами и неприступным замком, что стоит в самом центре выставки, эмаль придется поискать: там есть три маленьких герба. Зато сияют и переливаются портсигары, рамки для фотографий, часы, пудреницы, бонбоньерки работы знаменитых ювелирных домов начала ХХ века, прежде всего, Карла Фаберже и Картье, – в это время предпочитали прозрачную эмаль, сквозь которую просвечивает рельеф и гравировка на металле.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться



Остальной ХХ век представлен буквально несколькими вещами, правда, одна из них действительно необыкновенная. Может ли от вечерней сумочки захватывать дух? Пожалуй, да, если она сделана из золота и платины, покрыта прозрачной эмалью ярко-зеленого цвета и украшена бриллиантами и рубинами. Это уже полноправное ювелирное изделие, и автор его, конечно, женщина – Алоисия Ручеллаи (сумочка выполнена около 1968 года).

ПоделитьсяПоделиться



Но самое интересное на эрмитажной выставке – вещи с Дальнего Востока. Фантастический китайский императорский столик второй половины XVIII века покрыт сплошной желтой эмалью в мелкой вязи цветов и стеблей, и надо присмотреться, чтобы найти среди них крошечных летучих мышек – известные китайские символы счастья. В это время в Китае активно применяли перегородчатую эмаль, к тому времени изрядно подзабытую в Европе, но украшали ею не скромные шкатулки, а массивные подсвечники, большие панно, алтарные предметы. В экспозиции есть еще загадочная фляга паломника диаметром в полметра и даже аквариум, где внутри резервуара для воды изображены рыбы.

В Японии тоже уважали эту технику, но в конце XIX века пошли еще дальше и освоили способ, при котором металлическая основа убирается перед обжигом, и получается перегородчатая эмаль без перегородок, так называемая «эмаль мусэн»: она представлена рядом ваз с белесым фоном, по которому разбросаны тонкие стебли, листья, птицы. Японцы и витражную эмаль, тоже обычно нуждающуюся в металлических нитях, оставили саму по себе, пусть просвечивает – отличный абажур для лампы. За эти изобретения Япония удостоилась множества наград на международных выставках начала ХХ века, да и сегодня рядом с такими чудесами технологии и стиля меркнут аляповатые аристократические роскошества Европы.

Ольга Лузина
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close