Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 13

1 м/с, вос

764мм

29%

Подробнее

Пробки

1/10

"Гран-при" Михайловского: Феерический успех

1223
ПоделитьсяПоделиться

Во-первых, такого ещё не было (или было, но очень давно), во-вторых, теперь это будет проходить регулярно: Михайловский театр учредил свой балетный Гран-при – конкурс для юных артистов балета, осваивающих хореографическое искусство в учебных заведениях страны, проходящий на фоне своеобразного мини-фестиваля, собирающего звёзд балета из России и из-за её пределов.

Конкурс и гала-концерты проходили на берегах Невы в два дня: 21 октября – выступление конкурсантов и два балетных спектакля, и 24 октября – награждение победителей, концерт лауреатов и гала-концерт звёзд балета. Надо сказать, что от зарождения идеи до реального воплощения проекта прошло всего несколько месяцев, и такая скорость в проведении серьёзного балетного конкурса – это просто нечто небывалое. Как сказал в своём приветственном слове Никита Долгушин, он смог припомнить последний подобный смотр в Москве “году где-то в 1953-ем”.

Предварительные туры конкурса, или отбор участников для финала, осуществлялся членами жюри по видеозаписям. На сей раз определили три школы-участницы, которые приняли участие в первом Гран-при: конечно же, Академия русского балета имени Вагановой, Московская государственная академия хореографии и Новосибирский государственный хореографический колледж. Все три учебных заведения получили от Михайловского театра гранты по 300 тысяч рублей. Обид, впрочем, быть не должно: организаторы клятвенно заверили, что каждый год на конкурс будут приглашаться разные балетные училища и школы. В финале приняли участие шесть юных танцовщиц и один танцор, а также петербуржец Дмитрий Пимонов, который соревновался сам с собой в номинации “Балетмейстер”.

В оргкомитет конкурса, который возглавил директор Михайловского театра Владимир Кехман, вошли руководители вышеназванных балетных учебных заведений, управляющий “Гранд Отель Европа” Томас Нолл, вице-губернатор правительства Санкт-Петербурга Алла Манилова и другие. Художественный совет конкурса под председательством педагога-репетитора театра Никиты Долгушина состоял из руководителей Михайловского и Большого театров: Фаруха Рузиматова, Михаила Мессерера, Юрия Бурлаки, а также “самых-самых” балетных критиков: Игоря Ступникова и председателя Ассоциации балетных критиков Великобритании Майка Диксона.

21 октября всё мероприятие началось несколько позже означенного времени, и не без курьёза: бдительная охрана Михайловского не пустила в театр председателя городского комитета по культуре Антона Губанкова. Он обиделся и уехал – Владимир Кехман немедленно снарядил “погоню”, попутно пообещав страшные кары всем охранникам. В результате всё закончилось благополучно, г-н Губанков прочитал приветствие от Валентины Матвиенко, после чего приятно удивил г-н Кехман: в своём кратком спиче он не упоминал ни правительство, ни спонсоров, а лишь поблагодарил Бога за то, что “видит в зале столько счастливых детских лиц”. Это было очень мило, а сам директор Михайловского театра выглядел весьма растроганным.

ПоделитьсяПоделиться

Надо сказать, что собственно конкурс мог бы, наверное, стать вполне рядовым мероприятием для узкого круга, если бы не шикарные “подарки” балетоманам: за первым отделением (в котором, собственно, и выступали конкурсанты), последовало второе, в котором артисты Михайловского театра показали великолепный старинный балет “Привал кавалерии” на музыку Армсгеймера в хореографии Мариуса Петипа. В нём просто просиял своим комедийным дарованием замечательный танцовщик Андрей Брегвадзе в партии Полковника, а также блистали Анастасия Ломаченкова и Антон Плоом. Однако не шквал и не буря, а просто какое-то цунами из аплодисментов и оваций сотрясало стены театра после третьего акта: легендарного “Класс-концерта” Асафа Мессерера в исполнении артистов Большого театра. Балет, недавно восстановленный Михаилом Мессерером и показанный в Петербурге впервые, буквально произвел фурор. Детки – будущие артисты балета – уже даже не кричали “Браво”, а заходились от восторженного визга и казалось, вот-вот начнут вываливаться из лож. Впрочем, балетоманы и даже педагоги тоже утратили всякую солидность. Такого успеха на балетных спектаклях в нашем городе не было, наверное, уже лет двадцать пять. И несмотря на то, что в начале “Класс-концерта” не обошлось без технических помарок, а в финале самые темпераментные танцовщики Большого, не привыкшие к относительно маленькой сцене Михайловского, чуть не улетали со сцены в кулисы или в оркестровую яму, успех был феерический и ошеломляющий. Это был настоящий праздник балета, для всех возрастов и нескольких театров “в одном флаконе”.

ПоделитьсяПоделиться

Возвращаясь к конкурсу, следует отметить, что москвичи Дарья Бочкова и Клим Ефимов в па-де-де из “Корсара” показали себя совсем ещё “маленькими”. Дарья Бочкова аккуратно и осторожненько, без намёка на кураж, исполнила все технические элементы своей партии, а вот её партнёр, вначале едва не уронив девушку (художественный руководитель Вагановки Алтынай Асылмуратова, сидевшая в бенуаре, даже привскочила с места и всплеснула руками), очень перепугался и оставил саму мысль о высоких поддержках. Эта пара заслужила серебряные медали, и в субботу Дарья Бочкова и Клим Ефимов слегка реабилитировались в па-де-де из “Тщетной предосторожности”: юноше всё-таки удались поддержки и двойные вращения.

Ещё одна москвичка, Анастасия Соболева станцевала сложную вариацию из “Пахиты”, споткнувшись буквально на ровном месте: видимо, сказалось волнение. Но невероятными “ломками” в “Прелюде” Рахманинова в постановке Марины Никитиной (кстати, явно “выросшей” из хореографии Григоровича) девушка доказала, что мы имеем дело с серьёзной танцовщицей. Ей досталась золотая медаль и специальный приз от г-на Томаса Нолла, который вручил балерине сертификат на уик-энд в отеле “Европа” в недавно отреставрированном “историческом” номере. Анна Пигалкина из Новосибирска вполне уверенно станцевала вариацию Флорины из “Спящей”, сияя от счастья даже после того, как чуть не упала после серии вращений по диагонали. Видимо, её лучезарность и была вознаграждена бронзовой медалью.


Петербурженка Ольга Смирнова в “Седьмом вальсе” из “Шопенианы” была воздушна, хрупка и акварельна. Ей и достался Гран-при конкурса – а сама балерина на заключительном концерте танцевала па-де-де из “Щелкунчика”, показав великолепную школу. Еще одна воспитанница Вагановки, Кристина Шапран, продемонстрировала в дуэте Ноймайера “Павлова и Чеккетти” незаурядное драматическое дарование и актёрский талант, она также получила серебряную медаль.

ПоделитьсяПоделиться

Кроме медалей и дипломов, вручённых победителям балетного конкурса “Гран-при Михайловского театра” 24 октября, они получат также и денежные премии в сумме: Гран-при – 300 тысяч рублей; золотая медаль – 200 тысяч рублей; серебряная медаль – 150 тысяч рублей и бронзовая медаль – 100 тысяч рублей.

Также Михайловский театр недвусмысленно намекает на некие привилегии тем победителям, которые впоследствии захотят профессионально трудиться в театре на площади Искусств. А сам факт, что во втором отделении финала впервые организованного конкурса-фестиваля выступали настоящие мастера мирового балета: солисты Большого, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Королевского балета Великобритании и Парижской Национальной оперы говорит о том, что Михайловский театр уже имеет достаточно “увесистую” международную репутацию в мире балета. На фоне разрушительных процессов, идущих в балетной труппе той же Мариинки, это не может не радовать.

ПоделитьсяПоделиться

Тем не менее, программа второго отделения из одиннадцати номеров показалась несколько “раздутой”. С другой стороны, прима Михайловского Ирина Перрен выступила не только в па-де-де из “Дон Кихота” с Михаилом Лобухиным из Мариинки, но показала также дуэт из балета “Сенсориум” на музыку Дебюсси, в котором также блеснул своими фантастическими поддержками Марат Шемиунов – как, впрочем и в “Весенних водах” Рахманинова в постановке Асафа Мессерера.  А  дуэт из “Манон” в исполнении солистов Королевского балета Великобритании Бегонии Као и Давида Махатели, как и фрагмент из балета “Дама с камелиями” в хореографии Джона Ноймайера, показанный солистами Парижской Национальной оперы Изабель Сьяравола и Стефаном Бюйоном, наглядно продемонстрировали нашим балетоманам, что хотя бы в области балета мы всё-таки по-прежнему впереди планеты всей. Особенно после того, как солисты Большого театра Наталья Осипова и Иван Васильев “выдали” такое па-де-де из “Корсара”, с таким королевским набором фуэте, вращений и прыжков куда-то “за облака”, что народ ещё долго не хотел расходиться.

Директор Михайловского театра Владимир Кехман перед началом второго вечера поблагодарил спонсоров (как он сказал, “людей с деньгами”), имена которых остались неназванными. И как приятно сознавать, что несмотря на отсутствие закона о меценатстве, есть ещё в стране люди, которые вкладывают личные деньги не в огромные яхты, не в недвижимость на Кипре и не в футбольные команды, а в будущее нашего балета: это даёт надежду.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close