Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Андрей Могучий: Не люблю выражение «сыграл роль» (фото)

Андрей Могучий: Не люблю выражение «сыграл роль» (фото)

864

За несколько часов до премьеры спектакля «Изотов» в Александринском театре один из самых оригинальных и вдумчивых российских режиссеров Андрей Могучий ответил на вопросы Жанны Зарецкой и читателей "Фонтанки".

- Читатели просят рассказать об авторе пьесы и немного об ее содержании – хотя бы о времени действия и о теме (если это возможно)?

- Зовут автора Михаил Дурненков. Он приехал из Тольятти, но отлично вписался в московский проект «Новая драма». Сейчас он заканчивает сценарный факультет во ВГИКе, у Юрия Арабова. Познакомил нас Эдуард Бояков, в свое время основавший премию «Золотая маска», а ныне – директор московского экспериментального театра «Практика», где ставятся исключительно современные тексты. Мы с Эдиком думали затеять проект, в котором молодой драматург напишет пьесу специально для меня, а я, соответственно, ее поставлю. Первоначально планировалось, что будет несколько драматургов, но первым пришел Миша, на нем все и закончилось, потому что уже не было ни времени, ни желания ни с кем больше встречаться. Тему мы сразу не смогли определить, но Миша стал выспрашивать меня о том, что мне интересно, и я ему много чего наговорил. Потом мы решили, что правильнее будет встретиться в Петербурге, и Миша приехал сюда. Мы вместе отправились в Комарово, там по улице прохаживался Олег Николаевич Каравайчук, с которым я Мишу познакомил – совершенно случайно. Потом Миша уехал и прислал некий текст. Эдику, по-моему, пьеса не понравилась, и мы перевели эту историю в Александринку.

Источник:



- С художественным руководителем Александринки Валерием Фокиным легко договорились?

- Да. Фокин сильнее доверяет режиссуре, чем Эдик. Ну и Фокин оказался прав, потому что пьеса претерпела серьезные изменения, начиная от названия.

- Как пьеса называлась прежде?

- Называлась она «Заповедник». А в процессе работы стало ясно, что спектакль так называться не может, потому что это история не про место, а про человека. И, собственно говоря, мы до сегодняшнего дня что-то корректируем по тексту пьесы. Для меня это как раз и есть продуктивная работа – когда история выращивается, а не придумывается. Время в пьесе – сегодняшнее, хотя оно же – и вчерашнее и будущее. Тема – обычная, та, что всегда меня интересовала.

- Внутреннее «я»?

- Возвращение к внутреннему «я». Человек возвращается в некое место, а место возвращает его к себе.

- Весной в Александринке был показан прогон для пап и мам, и какой-то доброхот выложил копию в интернет. Ты в курсе этой ситуации?

- Да, но сегодня люди увидят совсем другой спектакль, потому что за лето под влиянием разных историй я сильно изменился, а значит, изменится и спектакль. А кроме того, на осеннем этапе к работе подключился Олег Каравайчук, и музыка значительно повлияла на все, что на сцене происходит.

- Но фокусы остались?

- Фокусы остались.

Источник:



- Одна из читательниц задала вопрос, почему в твоих спектаклях так много цирковых номеров? Ты опасаешься, что без них спектакли будут скучны зрителю, или просто так любишь цирк?

- Фокусы – жалкая попытка чуда. Было так, а стало так, а как это сделано – непонятно. Детский, наивный образ чуда -- метафора удивительных превращений, которые происходят с героями, со временем, с пространством.

- Еще один вопрос от читателя: «Скажите, пожалуйста, есть ли у вас подобие идеала актера – то сочетание качеств, способностей, харизмы, может быть, которому вы отдаете предпочтение при выборе актера на роль?»


- Мое с артистом человеческое созвучие. Если его нет, профессия не спасает. Это первое. Дальше уже идут вопросы профессионального характера – способность актера к обнулению, гибкости.

- Поясни про обнуление.

- Есть страх, а есть бесстрашие. Артист должен иметь бесстрашие начать делать что-то абсолютно новое, не взирая на предыдущий опыт.

- Надо же. Такие разные режиссеры, как ты и Лев Додин, требуют от актера одного и того же. Додин это называет: «воспитанием канатоходца».

- Ну да, правильно. У актера должно быть желание понять что-то новое, тяготение к подлинному, не к игре. Большая часть актеров тяготеет к игре. Я очень не люблю выражение «сыграл роль». Потому что дальше встает вопрос: «Для чего сыграл?» Словом, чтобы мое сотрудничество с актером состоялось, у актера должна быть внутренняя мотивация для движения вперед.

- Кроме вопросов о грядущей премьере, естественно, у людей возникли вопросы про Формальный театр, который ты создал в 90-х. Существует ли он вообще? Где сейчас можно посмотреть его спектакли?


- Сразу отвечаю. В декабре будет широко отмечаться 20-летие Формального театра. В ноябре все об этом узнают. Называться это будет «Театральное пространство Андрея Могучего». Название нескромное, но оно не мое, спущено сверху. Мне вообще иногда кажется, что есть какой-то персонаж, Андрей Могучий, с которым все работают, деньги выделяют, но это не совсем я или совсем не я. Фестиваль будет проходить в трех театрах: Александринке, Балтийском доме, Приюте комедианта. В них сейчас идут мои спектакли, которые включены в программу фестиваля. Кроме того, мы возобновили спектакли Формального театра: «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Садоводы».

- То есть, Формальный театр жив и существует в проектном режиме, как и прежде?


- Да, именно. Спектакль «Между собакой и волком» собрал практически всех актеров, с которыми я работал в последние годы.

- Вот еще читатель интересуется, не теснят ли так называемые «режиссерские» театрики театры репертуарные? Даже не знаю, как трактовать вопрос – видимо, речь об авангардном искусстве, о том, как оно взаимодействует с мейнстримом? Не мешают ли они друг другу?

- По идее, они мешать не могут, они друг другу только помогают – это если они есть. Но в Петербурге сейчас попросту нет авангардных театров. А тот академизм, который пропагандирует Валерий Фокин в том театре, где мы сейчас разговариваем, так он, наоборот, соединился с андеграундом и дал позитивные результаты. Так что у нас в городе никакого такого конфликта нет, хотя он, конечно, должен быть, должна быть борьба разных направлений по разные стороны баррикад, которая будет стимулировать к творчеству обе стороны.

- Я недавно в Польше была, по приглашению тамошнего Министерства культуры знакомилась с новым польским театром – вот там именно что баррикады. Ты, когда в Польше работал, это противостояние академизма и авангарда ощутил?

- Я там, наоборот, слышал то, что только что сказал про русский театр. Это, знаешь, что называется, нет пророка… Великий польский режиссер Кристиан Люпа, когда ставил в Александринке «Чайку», говорил: «Какие русские артисты! Мне бы таких в Польше». Я приехал в Польшу, в его театр, ставил там спектакль – и мог то же самое сказать по польских артистов.

- Что ты называешь «его театром»? Ты же в Варшаве ставил, а не в Кракове, где Люпа театром руководит?

- У него там целая сеть театров. По разным театрам Польши сидят его ученики, и он может в эти театры наезжать и ставить спектакли многократно. Один из них -- в Варшаве, Театр драматичный, им руководит ученик Люпы Павел Мицкевич. Актеры, которые там работают, в любом случае, многократно работали с Люпой. Я такого уровня ансамбля и при этом такого уровня актерских индивидуальностей не встречал нигде и никогда в своей жизни. Польские актеры – они крайне эгоистичны. С ними в коллективе очень трудно работать. Но эти мощные индивидуальности сталкиваются и создают такое энергетическое поле, что в итоге можно говорить о колоссальном коллективизме. Вот с этим полем очень интересно работать.



- Последний вопрос: «Что у вас на этот момент не получилось – в работе над спектаклем и вообще на режиссерском поприще»?

- Спектакль – это ведь как ребенок, только вечером на премьере станет понятно, каким он родится. Тот театр, которым я на сегодняшний день занимаюсь, -- он связан со зрителем, тут и говорит нечего. Мы ведь не занимаемся лабораторией, я – не Гротовский. У нас, пользуясь термином Гротовского, -- театр представления. Поэтому вне зрителя говорить о спектакле нереально. Ребенок родится, поначалу будет маленьким, надо будет его подкармливать – то есть, что-то менять, переделывать, дай бог, чтобы он не отравился. Доведение спектакль до состояния, когда он сам сможет «ходить», -- процесс довольно трудоемкий. Но вообще меня в театре гораздо больше интересует методология, процесс как таковой, чем работа на результат. Вот если бы я занимался процессом, зритель не волновал бы меня совсем, потому что его просто не было бы. Такое тяготение к арт-науке у меня давнее. И если бы за лабораторные исследования платили столько, что я мог бы содержать семью, я бы только ими и занимался.
А по жизни что у меня не получилось? Пока кино не снял. Давно хочу, но пока не получилось.

Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях