18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:43 13.12.2018

Город

06.10.2009 16:34

Строительство «Адмиралтейской» дорожает

На стройплощадке у станции метро "Адмиралтейская" - тишина. Рабочие не появляются уже не первый день, хотя еще в сентябре должны были приступить к переносу инженерных коммуникаций на месте будущего строительства вестибюля. В пресс-службе "Петербургского метрополитена" уверяют, что работы будут возобновлены. Вот только нужно выполнить укрепление и утепление стены соседнего дома.

Строительство «Адмиралтейской» дорожает

На стройплощадке у станции метро "Адмиралтейская" - тишина. Рабочие не появляются уже не первый день, хотя еще в сентябре должны были приступить к переносу инженерных коммуникаций на месте будущего строительства вестибюля. Однако уже октябрь, а ситуация на стройплощадке до конца не ясна. Что происходит, пыталась понять "Фонтанка".

Как сообщила «Фонтанке» пресс-секретарь ГУП «Метрополитен СПб» Юлия Шавель, на данный момент на месте строительства вестибюля станции закончены основные работы по вывозу строительного мусора.

В сентябре в прилегающем к разрушенному зданию доме по Кирпичному переулку работала комиссия, целью которой было выяснить состояние стен, чердаков и подвалов. По нашим данным, в нее входили специалисты ГУП «Петербургский метрополитен», Метростроя, ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» и ЗАО «СМУ-11 Метрострой». В пресс-службе метрополитена уверяют, что никаких разрушений соседний дом не понес — маячки на месте, однако во время обследования специалисты обнаружили необходимость укрепления и утепления внешней стены.

Проект этих работ будет разработан в ближайшее время. Сейчас сотрудники ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» выбирают наиболее подходящие материалы. Связаться с инженерами компании «Фонтанке» не удалось — они отказались идти на контакт с журналистами. Тем временем, в пресс-службе «Петербургского метрополитена» уверяют, что работы на месте строительства «Адмиралтейской» будут возобновлены. Укрепление и утепление стены соседнего дома, безусловно, приведет к незапланированным тратам и удорожанию проекта, однако какая сумма понадобится на эти работы, пока неизвестно.

История сомнений и проблем

Станция "Адмиралтейская" имела шанс появиться ещё в 60-х годах, когда велось строительство станций Невско-Василеостровской линии. Однако тогда было решено сэкономить и станцию не сооружать. Подобным образом сэкономили на "Университетской", а чуть позже появился и самый длинный перегон в Невском районе между "Елизаровской" и "Площадью Александра Невского". Повторно к вопросу строительства "Адмиралтейской" вернулись лишь в середине 80-х. Тогда из-за больших планов по строительству жилья в районе Комендантского аэродрома было решено соединить две ветки метро - Правобережную и Фрунзенско-Приморскую, и после станции "Площадь Мира" двигаться к станции "Сестрорецкая". Совсем недавно, с открытием станции "Спасская" линии разделили, как это предусматривал первоначальный проект. А тогда, перед самым новым 1991 годом, 29 декабря на сессии Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов было принято решение о строительстве станции метрополитена "Адмиралтейская". Однако планы городских властей откорректировал развал СССР и к вопросу вернулись спустя три года. 4 апреля 1994 года мэром города Анатолием Собчаком было издано распоряжение N310-р о строительстве вестибюльного комплекса "Адмиралтейской". К тому времени работы на глубине уже шли полным ходом. Они были осложнены тем, что строить шахту было негде, и все работы велись через ствол на площади Мира.

В ходе сооружения подземного вестибюля станции на поверхности наблюдались некоторые неприятные изменения. Многие арки и оконные проёмы на Малой Морской 5 и 7, в Кирпичном 2, 4, 6 оказались укреплены металлоконструкциями. Помимо этого была проведена цементация фундаментов 7 ближайших зданий. На фасадах на Малой Морской 5, 7, 6 и на Кирпичном 2, 4/1, 5 появилась защитная сетка, защищающая от возможных опадающих кусков штукатурки. На некоторых домах она сохранилась до сих пор, как и трубы вдоль фундаментов. Всё это было сделано в 1993-94 годах после того, как жители подняли тревогу - на потолках и стенах стали появляться трещины, а дверные проемы перекосило. К счастью серьёзных деформаций на поверхности удалось избежать, они составили всего около 10-30 мм. Однако работы по укреплению не были выполнены в полном объёме - кончились деньги, плюс начались многолетние работы на размыве на перегоне "Лесная"-"Площадь Мужества". Новое строительство остановилось практически во всём метрополитене.

Согласно первому распоряжению мэра на первом этапе под расселение попадали дома 5 и 7 по Малой Морской улице и дом 1/4 по Кирпичному переулку. На втором этапе должны были полностью расселить дома 4 и 6/11 по Кирпичному переулку, в доме 2/11 по Кирпичному переулку (выходящем на Невский проспект) должны были расселить 10 квартир, в доме 6 по Малой Морской улице - 18 квартир, а также цокольные этажи дома 3/13 по Кирпичному переулку. Однако вскоре из списка исключили дом 7 по Малой Морской улице, а в мае 1995 года и дом 5. При этом в распоряжении от 30 мая 1995 года (через полмесяца после исключения) оба дома числились под расселение наравне с другими и под них предусматривалась жилая площадь в строящихся домах. Расселить их должны были в срок до апреля 1996 года. Однако по большей части жильцы остались все на своих местах, а про расчистку площадки и строительство вестибюля на время просто забыли, оставив под землёй станцию-призрак. На тот момент существовало более полутора десятков вариантов строительства наклонного хода, однако решиться на какой-либо из них никто не мог. Уж больно свежа была в памяти горожан проблема строительства станции метро "Достоевская", когда в результате строительства вестибюля в конце 80-х под снос пошёл целый квартал. Кроме чудом сохранённого дома Дельвига на углу Загородного проспекта и Щербакова переулка больше ни одного дома в радиусе 50 метров сохранить не удалось. Фактически остались лишь дома, выходящие на улицу Рубинштейна и их дворовые флигели. От дома 19 по Владимирскому проспекту, построенного в 1904 году в стиле северного модерна, остался лишь фасад (внутри его перестроили в 2003 году в связи с ветхостью и невозможностью реконструкции).

Но на этом проблемы не окончились. При строительстве переходного тоннеля между "Достоевской" и "Владимирской" на глубине залегания станций, вопреки гарантиям и обещаниям строителей, что они находятся в толще кембрийских глин и никаких проблем быть просто не может, произошёл вывал породы с последующей осадкой дневной поверхности в районе пересечения Малой Московской и Большой Московской улиц. В результате три дома были в оперативном порядке расселены, а станция "Владимирская" закрыта на несколько дней. Остальные дома в срочном порядке подверглись укреплению подворотных арок и оконных проёмов. По неофициальным данным, метростроевцы отделались потерянным в недрах земли электровозом и другим инструментом. Расселённые дома устояли и через десять лет все были восстановлены и вновь заселены. Возможно, именно по этой причине на новый эксперимент в районе "Адмиралтейской" власти уже не решились.

«Они не укрепляли. Вот мы — да!»

Однако главный инженер службы капитального строительства "Петербургского метрополитена" Дмитрий Кунец в июне 2009 года на пресс-конференции по случаю начала сноса здания на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка заявил, что в середине 90-х никаких работ по укреплению фундаментов в районе строительства станции метро "Адмиралтейская" не проводилось. По его словам, подготовка зданий была проведена только перед самым началом сноса дома на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы в 2009 году. Однако никакой техники, укреплявшей фундаменты, как и следов её воздействия, корреспонденту «Фонтанки» обнаружить не удалось.

Самоуверенность строителей аукнулась уже в конце августа. Разборка дома была остановлена столь же стремительно, как и начата. На стройплощадке нет ничего и никого, кроме сторожа.

А тем временем из "Ленметрогипротранса" и Метростроя неофициально приходят совершенно неутешительные новости. В частности, на форуме www.metro.nwd.ru всё чаще звучит мнение, что проходка наклонного хода будет осуществляться по старинке, с помощью морозильных установок и ручной проходки. Проходческий щит, стоивший Метрострою (а фактически - Санкт-Петербургу) 20 млн евро и ожидающий запуска на "Обводном канале", скорее всего, в Кирпичном переулке работать не будет. По одной информации, для него может просто не хватить места на стройплощадке, а по другой - гарантировать сохранность зданий, сооружений и самого щита не может никто.

Строительство метро в центре города насчитывает очень много печальных примеров. При строительстве станции метро "Невский проспект" были снесены Перинные ряды и портик Руска (впоследствии восстановленный). При строительстве станции метро "Маяковская" и "Невский проспект" (выход на канал Грибоедова) несколько зданий были разобраны, а затем отстроены вновь. При строительстве станции метро "Лиговский проспект" был "зачищен" целый квартал из пяти домов. Станция "Василеостровская" также создала вокруг себя пустынную зону - снесли три дома. В случае с "Адмиралтейской" одной из самых больших утрат может стать памятник модерна Дом Вавельберга (где располагались кассы "Аэрофлота"). Судя по всему, власти и строители, сократившие зону строительства в три раза - до двух домов, считают, что их обещания удержат стены старинных зданий.

Но есть ли у них запасной план?

Мария Цыганкова, Владимир Фёдоров, «Фонтанка.ру»

Строительство новой станции метро

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор