В августе 2005 года в центре Казани была торжественно открыта благоустроенная пешеходная улица - подарок, преподнесенный Петербургом к 1000-летию Казани. Сегодня этот роскошный променад медленно разрушается. Это зафиксировал корреспондент «Фонтанки», побывавший в Казани.
Четыре года назад пешеходную улицу в Казани открывала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. По проекту, архитектурное оформление нового променада должно были быть выдержано в строгом петербургском стиле, но вышло скорее то, что сейчас в Петербурге всё чаще называют «градостроительными ошибками» - здания неопределенного стиля, грубых форм, лишенные замысла, с вульгарным ярким остеклением. Предполагалось, что в начале улицы воздвигнут памятник Петру I, однако сейчас здесь стоит памятник Льву Гумилёву.
Прямо за памятником начинается «река», выложенная в стиле петербургского мощения веером. Через «реку» перекинуты три моста - «Фонтанка», «Канал Грибоедова» и «Мойка», ограды которых в точности дублируют ограды петербургских набережных. У каждого моста раньше работал фонтанчик, который создавал иллюзию реальной реки и настоящего моста. Завершается улица ротондой, выполненной в стиле купола Казанского собора. Внутри должна была разместиться экспозиция, посвященная истории двух городов.
Прошло всего несколько лет, и теперь этот помпезный «подарок» не вызывает у жителей Казани никаких эмоций, кроме печального удивления. Улица практически всегда пустует. В ротонде выбиты практически все стёкла, а сама она превратилась в зону «наскальной живописи» и общественный туалет. Фонтаны у мостов уже давно не работают, как и часть фонарей, разбитых вандалами. Витражи, которые закрывают вентиляционные киоски метрополитена, также частично разбиты, а частично заклеены рекламными объявлениями. Не мыли их, судя по всему, с открытия. Не пострадал только памятник галере «Тверь», в точности повторяющий очертания корабля Екатерины II, на котором в 1767 году она посетила Казань, - и то только потому, что кораблик находится на четырёхметровой высоте. Пропали и чугунные решётки с дренажной канавы, в которую теперь рискуют провалиться зазевавшиеся пешеходы.
Впрочем, может быть, это все и напоминает Петербург. Только не тот, который хотели показать «дарители», а современный. Глядя на недостроенные бетонные скелеты очередного торгового центра, затянутые тканевыми лжефасадами, питерский гость обязательно вспомнит разрывы и раны архитектурного пространства города на Неве, сделанные нынешними наследниками его громкой славы. Жаль только, что теперь в Казани будут знать только о такой Северной Пальмире.
Фоторепортаж Владимира Федорова.