Если в течение последнего года ставки по вкладам населения росли и увеличились уже почти в полтора раза, то в августе ситуация изменилась – они начали снижаться. Положить рублевые накопления сегодня еще можно максимум под 17 процентов годовых. Доходность вкладов стала падать не только из-за стабилизации банковского рынка, но и благодаря административному давлению государственных органов.
Еще месяц назад можно было открыть рублевый вклад даже под 20 процентов годовых. Сегодня опрошенные журналистом «Фонтанки» банкиры считают «объективной» ставку в 14-16 процентов, что соизмеримо с уровнем инфляции. «Нет показателей объективнее, чем рынок», – уверен Денис Гриценко, возглавляющий дирекцию «Северо-Запад» Банка «Хоум Кредит».
Административный лимит
В середине июля ЦБР пригрозил принять меры против банков, обещающих населению высокие проценты. По словам Геннадия Меликьяна, первого заместителя председателя Банка России, со всеми кредитными организациями удалось договориться об ограничении ставки в 18 процентов годовых по вкладам, открываемым после 1 августа.
Правовых механизмов заставить кредитные организации менять рыночные условия у надзорного органа нет. Но частные банки, как следует из их последующих действий, предпочли не конфликтовать – с начала этого месяца ставки пошли вниз и даже перешагнули указанный лимит. Например, «Инвестторгбанк», принимавший вклады под 18,5 процента, снизил свои обещания на 2 процентных пункта. По данным агентства Finnews.ru, самые высокие ставки по рублевым депозитам в Санкт-Петербурге сегодня обещает «Банк24.ру» – 18 процентов годовых при сумме вклада от 10 млн. рублей (срок хранения – 8 месяцев), а банк «Траст» дает такие же проценты тем, кто положит на два с половиной года 15 млн. рублей.
Но теперь «аппетиты» Банка России выросли: он рассчитал, что средняя ставка по вкладам физлиц, предлагаемая входящими в TOP-10 российскими банками, составляет 14,84 процента годовых. А потому в категорию сомнительных попали уже кредитные организации, которые обещают даже 15-16 процентов.
Несмотря на административное давление, банки продолжают принимать вклады под высокие проценты. И у них есть свои резоны: «Всем банкам, не входящим в первую десятку, тем или иным образом приходится конкурировать со Сбербанком или ВТБ, – констатирует Наталья Поздеева, директор департамента розничных продуктов «Балтинвестбанка». – Основным конкурентным преимуществом остаются высокие процентные ставки. Ведь частные вклады сейчас для многих банков являются основным источником фондирования».
«В условиях ограниченности других видов финансирования, таких, как операции на межбанковском рынке, фондирование на западных рынках, а также истощение средств у юридических лиц, банки обратились к активному привлечению физических лиц, – поясняет Алексей Рыбаков, вице-президент «Первого Республиканского Банка». – Российская банковская система высококонкурентна, поэтому банки во все времена использовали весь спектр маркетинговых инструментов для привлечения средств физических лиц во вклады – это и агрессивная реклама, и сезонные вклады, и подарки во время специальных акций. Доход по кредитному портфелю, как сформированному, так и продолжающему формироваться, достаточен для того, чтобы с учетом банковской маржи и затрат на административно-хозяйственную деятельность покрывать обслуживание ресурсов, привлеченных по таким высоким ставкам».
С ним солидарна Ольга Лысухо, руководитель представительства «Банка24.ру» в Санкт-Петербурге: «Как правило, повышенные ставки по вкладам предлагают небольшие региональные банки, чтобы выдержать конкуренцию с более крупными финансовыми игроками. Доход любого банка складывается из разницы между привлеченными и размещенными средствами: в борьбе за клиента региональные банки готовы отказаться от части своей прибыли (маржи) и получать доход за счет потока клиентов».
А вы часом не Мавроди?
Основной довод ЦБР против высоких ставок по вкладам – из-за них растут проценты по кредитам. А государственная доктрина – дешевые кредиты для заводов, ипотека для рабочих и т.д.
Негативный фон для банков, обещающих высокие барыши, создает и опыт «МММ» и иных финансовых пирамид. Есть также и экономический закон – чем выше доход, тем выше и риск. «В банках, где ставки по вкладам выше рыночных, велик риск того, что средства вкладчиков могут привлекаться на цели, не связанные с нормальным функционированием кредитной организации, – уверен Виталий Демидов, управляющий филиала «Абсолют-банка» в Санкт-Петербурге. – Проще говоря, банк может испытывать серьезные трудности и пытаться направить эти средства просто на обеспечение текущей ликвидности. Беря на себя обязательства выплачивать высокий доход по депозитам, он должен понимать, за счет чего он будет ее обеспечивать. А в условиях нестабильности это стало вдвойне непросто. Поэтому, пытаясь заработать на 2-3 процента больше, вкладчик должен понимать, что за это придется заплатить повышенным риском».
«Желаемая доходность по вкладу определяется инфляционными ожиданиями, девальвационными рисками, все еще сохраняющимися рисками в финансовом секторе, что и приводит к относительно высоким ставкам по вкладам, – говорит Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций банка «КИТ Финанс». – При этом привлечение вкладов под высокие ставки требует высоких ставок по активным операциям банка и может отражать относительно высокие риски бизнеса банка. Таким образом, вкладчик несет дополнительные риски, связанные с деятельностью конкретного кредитного учреждения».
«Для большинства банков политика по привлечению вкладов является частью взвешенной стратегии по стабилизации и развитию пассивной базы. Высокая конкуренция в этом сегменте розничного рынка толкает банки делать предложения со все более высокими ставками», – заключает Денис Гриценко.
Два пишем, три в уме
Однако эти риски несет, скорее, не вкладчик, а Агентство по страхованию вкладов (АСВ) – все депозиты на сумму до 700 тысяч рублей гарантированы этой государственной корпорацией. Но опасность все равно сохраняется. Например, можно остаться без процентов, если они начисляются в конце срока действия вклада (а это условие свойственно большинству «выгодных» предложений). Ведь государство гарантирует возврат суммы остатка по вкладу, а если проценты только обещаны и еще не начислены, то получить их в случае банкротства кредитной организации будет весьма сложно.
Причем далеко не всегда большие проценты обеспечивают действительно высокий доход – нужно оценивать так называемую эффективную ставку. Например, за счет капитализации ежемесячно начисляемых процентов конечный доход по вкладу под 16 процентов годовых будет выше, чем под 17 без таковой. Более того, доход, получаемый сверх ставки рефинансирования ЦБР плюс 5 процентов, облагается налогом – треть от этой суммы придется отдать в бюджет. Но при налогообложении учитывается как раз прописанная в договоре ставка. Вывод – лучше выбрать вклад до 16,75 процента годовых с выгодным условием начисления процентов.
Кроме того, некоторые кредитные организации, обещая «барыши», готовят для вкладчиков «ловушки». Например, открыть вклад «Доходная защита плюс» в банке «Траст» можно, только купив полис страхования жизни. Хотя законом о защите прав потребителя прямо запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательством купить иные. К тому же в рекламе про такое условие не сказано, равно как и не указана его цена. В пресс-службе банка отказались пояснить законность такой политики.
Прекрасное далеко
По мнению Натальи Поздеевой, вслед за изменением ставки рефинансирования и коррекции доходности по депозитам крупнейшими банками страны, в ближайшее время можно ожидать снижения ставок по вкладам.
С ней солидарна и Ольга Лысухо: «Выиграет тот, кто успеет зафиксировать высокий процент на длительный срок – сделает вклад сейчас и сможет его постепенно пополнять. Банки готовы давать повышенные проценты по вкладам с четко фиксированными сроками. То есть сейчас вкладчикам необходимо четко определяться, на какой они срок готовы оставить свои средства».
«Пока на рынке наблюдается тенденция по снижению ставок, и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится, – считает Мария Кальварская. – Ослабление рубля может оказать обратное влияние на банковские ставки, однако вряд ли эффект девальвации (в пределах 20 процентов) будет столь ощутим для ставок по депозитам».
Как ни странно, стабилизация рубля (с февраля он даже прибавил в цене относительно доллара и евро) и снижение ставок по рублевым вкладам, привело к росту предложений по валютным вкладам. В начале года, вложив американские или европейские дензнаки на год, можно было рассчитывать на 10, максимум 11 процентов годовых, то сейчас уже 13-13,5 процента.
Павел Нетупский, Фонтанка.ру