Авиакомпании сделали все, чтобы на этот раз болельщики «Зенита» оказались в нужное время в нужном месте. Рейсов будет столько, сколько понадобится. Но никто не обещал, что количество будет сопровождать качество. Что ждет фанатов (и не их одних) в петербургском аэропорту, описывает корреспондент «Фонтанки», основываясь на впечатлениях от поездки на отдых.
ГТК «Россия» помнит о болельщиках «Зенита», которых недобросовестное турагентство так и не довезло до Мюнхена и лишило радости полюбоваться уникальной «ничьей». ГТК «Россия» взялась доставить желающих до английского Манчестера. Билетами на чартеры торговали с 9-го мая. Делается это, разумеется, из патриотических чувств, а также... чтобы предотвратить «...возможные спекуляции с авиабилетами». Стоимость перелета на матч и обратно 30 710 рублей с учетом всех такс и сборов. Причем представители авиакомпании сообщили, что «...в случае необходимости, ГТК "Россия" готова увеличить провозные емкости для организации доставки болельщиков футбольного клуба «Зенит» на решающий матч. А еще полетел самолет «Трансаэро»... Они даже ценник вдвое снизили. Это значит, что рейсов будет столько, сколько понадобится. В общем, ковры-самолеты предоставили всем или почти всем желающим. А полетят они из «Пулково». Что их там ждет? Выяснил корреспондент «Фонтанки»...
Моя приятельница на майские вывозила дочку погреться под турецким солнышком. Таких желающих оказалось великое множество. Чартеры ГТК «Россия» вылетали в турецкий «Даламан» с завидной регулярностью, а регулярные рейсы из «Пулково-2» тоже никто не отменял, что там творилось!
Думаю, что желающих насладиться невиданным и в общем-то неожиданным финалом с участием «Зенита» будет ничуть не меньше, а, может, и побольше. К чему должны готовиться будущие зрители? Излагаю с ее слов, точно и беспристрастно.
Не Хоттабычи
Прежде всего, к очередям. В связи с реконструкцией полосы в аэропорту «Пулково-1», все международные рейсы выполняются из «Пулково-2», даже те, которые традиционно, еще со времен «единой и неделимой», летали из первого «Пулково». Например, в Тбилиси или Ташкент. А «Пулково 2» - аэропорт не просто маленький, а очень маленький, если, конечно, сравнивать не с Бобруйском.
Все турфирмы настоятельно рекомендуют приезжать в аэропорт минимум за два часа до рейса, именно из-за ремонта.
Моя приятельница советует приехать за три и приготовиться к очередям. Очереди, точнее, одна большая, начнутся непосредственно у входа в свободную от контроля зону аэропорта «Пулково 2».
Сначала, чтобы пройти таможню и в зал регистрации. Это минут тридцать. Ритуал обычный, введенный в 2007 году, когда «Пулково» по примеру европейских собратьев усилило меры контроля в связи с антитеррористической борьбой. А это означает, что для прохода в зал регистрации надо не только просветить багаж на ленте с рентгеном и пройти рамку металлоискателя, но и разуться, и снять все ремни, куртки, цепочки... А потом милая барышня или не менее милый молодой человек вполне по-полицейски обстучат вас с головы до ног и с ног до головы (ну, как крутые копы делают, когда выясняют, не прячет ли гангстер «волыну» за резинкой от носков). Потом обуться, одеться и милости просим на регистрацию.
Предполагалось, что самолет, который должен был доставить мою приятельницу в Даламан, вылетит в 15.10, соответственно завершить процесс регистрации пассажиров надо было не позднее 14.30. Но то ли для чартера неправильный компьютер выделили, то ли практикантов-регистраторов... В общем, у них что-то все время ломалось, очередь из потенциальных пассажиров ИЛ-86 с детьми, чемоданами, сумками, клюшками для гольфа и теннисными ракетками практически не двигалась. Когда на часах было ровно 14.30, она была такой же длинной, как и за полтора часа до того. Табло, приглашающее на регистрацию, погасло, но сам процесс не остановился. Моя приятельница, когда подошла ее очередь, любезно - она вообще девушка крайне воспитанная - поинтересовалась, что с аппаратурой, почему все время какие-то поломки. Представитель авиакомпании, уже не юный практикант, а вполне солидный дяденька, пришедший разобраться, что не клеится у юных регистраторш, посоветовал ей обратиться к В.И. Матвиенко. Видимо, потому, что город владеет акциями аэропорта «Пулково». Или, с точки зрения ГТК «Россия», губернатор должна была сыграть роль Хоттабыча, обеспечившего полет Вольке.
Когда моя приятельница получила посадочные талоны, на часах было 15.20, а в талоне значилось «время регистрации 14.30». Видимо, наши авиаперевозчики умеют останавливать время... Рейсы они точно останавливать умеют - перенесли на час.
Следующая очередь: через границу. Она (отдадим должное пограничникам) оказалась самой короткой. Всего каких-то 20 минут, они благополучно пересекли границу РФ и уткнулись носами в следующую очередь. Это уже был досмотр для прохода в зал вылета. Процедура такая же: сумочки и пакетики на рентген-ленту, ремешки-ботиночки-курточки - туда же. Сами через рамку металлоискателя, а потом нежное ощупывание. В общем, они с дочкой простояли в одной длинной очереди три часа ровно. Точнее, это были разные очереди, но какая, по сути, разница?
Кстати, новшество: теперь в зал вылета нельзя проносить жидкости в бутылках, даже если это пепси-кола, купленная только что в местном буфете. Допивайте все заранее. А бутылки, купленные в «дьютике», запечатывают в пакеты, которые запрещено вскрывать вплоть до прибытия на место назначения. Правда, находчивые соотечественники пакеты все равно вскрывают... уже на борту самолета.
«В одном углу ковра-самолета...»
«В одном уголке ковра-самолета ворс был в неважном состоянии, это, наверно, постаралась моль. В остальном же ковер отлично сохранился, а что касается кистей, украшавших его, то они были совсем как новые...» Так Лазарь Иосифович Лагин описал летательный аппарат, на котором добрый Хоттабыч прокатил Вольку ибн Алешу. Моя приятельница описала ИЛ-86 примерно в тех же выражениях. Ковры потертые, перед этим полетом точно не пылесосили, газет нет, а салфетка подголовника, которая отделяет голову нового пассажира от головы летевшего предыдущим рейсом, подозрительно благоухала крепким парфюмом... Явно не из арсенала ароматизаторов, которые используют авиакомпании.
Удивительный феномен: очереди вызывают мучительную жажду, поэтому вскоре после взлета дочка приятельницы заканючила насчет попить. Пепси было выпито до посадки, но ведь они на борту авиалайнера, где «...стюардесса, как принцесса...» теоретически должна была принести воды. Принцесса появилась, отключила лампочку вызова и строго-настрого наказала никогда ее больше не нажимать, а воду будут разносить минут через двадцать. Так оно и оказалось.
Вообще стюардессы ГТК «Россия» - девушки строгие и решительные. Для мучимых жаждой пассажиров (видимо, не они одни просили воды), стюардессы поставили бутылки с водой и стопку стаканов на столике в центре ИЛа и велели всем самим себе наливать. На просьбу дать журнальчик-каталог «воздушного Dutyfree» решительно ответили, что каталогов ограниченное количество и они все уже раздали (так что и на борту самолета исполнить мечту о духах не получилось).
В самолете было прохладно, но принцессы принести плед отказались наотрез. Их тоже ограниченное количество, и пледы тоже достаются не всем желающим. Так что, уважаемые болельщики «Зенита», приезжайте в «Пулково 2» заранее, постарайтесь на надевать ремни и выбирайте обувь, которую легко снять и надеть, еще готовьтесь бороться с жаждой самостоятельно и одевайтесь потеплее. Ну, а духи, вас, вероятно, не интересуют.
Сергей Черкасов
специально для «Фонтанки.ру»
P.S. Зато пилоты, как рассказала моя приятельница, оказались на высоте: взлет-посадка без единого прыжка и скачка, какими грешат и Люфтганза и ЭйрФранс... Никогда не знал, с чем это связано, с мастерством наших летчиков или с конструктивными особенностями самолетов made in Russia, а точнее USSR... Может, кто подскажет?